Да, все больше харьковчан становятся велосипедистами. Да, участниками осеннего велопробега в рамках «Недели мобильности» стали около трех тысяч человек. Да, в первых рядах велопробега в воскресенье ехал вице-мэр Харькова Евгений Водовозов.

Впечатленный масштабностью велосипедного движения в городе, «Вечерний Харьков» узнавал, чем привлекают велосипеды харьковчан.

О том, что велосипедное движение в Харькове развивается, говорит уже тот факт, что количество участников весеннего харьковского Велодня постоянно увеличивается на треть. И в этом году в нем поучаствовало порядка 10–15 тысяч человек. В осеннем Велодне было меньше участников, но, можно сказать, это железный костяк движения. Большой колонной они проехали от памятника велосипедисту в Лесопарке до площади Конституции, где участников Велодня ждали развлечения на ставшей в этот день пешеходной улице Квитки-Основьяненко в центре Харькова.

Велосипеды у всех разные, но в последние годы городские модели постепенно вытесняют горные, больше становится прогулочных кроссоверов.

— В других городах Украины велодвижение менее развито, харьковчане же охотно заразились этим способом передвижения по городу. В последний год многие стали ездить на работу и учебу, в магазины за покупками, частенько можно встретить домохозяек на женских моделях с корзинкой впереди или молодых мамочек со специальным детским креслом на багажнике. Ну а выезд всей семьей на покатушки в выходные — во многих семьях уже традиция, — отмечает велосипедистка с восьмилетним стажем Ольга Лакиза.

Харьковчанка Марина Антонова четыре года назад вместе с мужем купила велосипед именно для семейных прогулок. Сейчас без этого средства передвижения не мыслит и дня.

— Попробовав путешествовать на велосипедах знакомых, мы с мужем загорелись купить велики. Для семейного бюджета это была серьезная покупка — полгода собирали и по осенним скидкам приобрели два велосипеда на 7 тыс. грн., — вспоминает Марина. — Потом оказалось, что на велике можно ездить на работу, и с тех пор я только на нем и рассекаю по городу, воспринимая необходимость ездить в транспорте как личную трагедию.

Выбрать велосипед — целая наука, говорят велолюбители.

— Есть очень много нюансов, которые неспециалисту предусмотреть сложно. Чтобы не прогадать, выбирая велосипед, нужно четко для себя сформулировать: где вы собираетесь на нем ездить, — советует Ольга Лакиза. — Для спокойного передвижения по городу достаточно городского кроссовера. Горный может понадобиться, только если вы хотите экстрима и планируете покорять буераки вне цивилизации. Помимо этого, при покупке обязательно учитывается вес и рост велосипедиста, ну и, безусловно, стоимость.

Цены на велосипеды за последний год выросли значительно.

— Техника у нас импортная, поэтому от курса доллара зависим напрямую, — поясняют в одном из веломагазинов Харькова. — Городские модели дешевле, спортивные и горные дороже. Все зависит от производителя и комплектации. Самый дешевый велосипед обойдется в 3–6 тыс. грн., ну а максимум даже назвать сложно — эксклюзивы, например, могут стоить сотни тысяч гривен.

Несмотря на рост стоимости двухколесных машин, спрос на них не падает, уверяют продавцы.

— Сейчас подходит сезон скидок, и людей приходит много, интересует, конечно, больше всего бюджетный вариант. Нередко люди обращаются за моделью конкретной фирмы, поскольку ранее уже пользовались машиной этой марки и убедились в ее надежности, а теперь расширяют семейный велопарк, — говорит продавец-консультант магазина велосипедов Игорь.

Для тех, кому покупать дорого, в городе есть несколько пунктов проката.

— Можно попробовать покататься и понять — нравится тебе это или нет. К тому же, если пользоваться им придется раз в месяц, то прокат — тоже выход, — советует Ольга Лакиза.

Еще один способ сэкономить — купить подержанный велосипед. Но здесь нужно держать ухо востро, поскольку многое зависит от того, как его эксплуатировал прежний владелец. Харьковчанка Светлана Андреева, прежде чем приобрести б/у товар, пересмотрела немало вариантов.

— Сразу же посчитала, сколько денег понадобится на то, чтобы купить и поменять изношенные запчасти. В результате остановилась на тривиальной «Украине». Прежние хозяева на ней не ездили, а денег хотели немного, поскольку марка не престижная, — рассказывает женщина. — Муж приделал спереди корзинку, и теперь езжу на нем на дачу. А бывает, и сын-подросток берет погонять, когда его хваленый импортный в очередной раз ломается.

Опытные ездоки рекомендуют новичкам заботиться не только о покупке велосипеда, но и комплектующих к нему.

— Я практически всегда надеваю шлем, — говорит Ольга Лакиза. — Также нужно позаботиться о светоотражателях — как сзади, так и впереди велосипеда, да и на одежде должны быть фликеры, чтобы велосипедиста было хорошо видно на дороге, в идеале — это должен быть жилет, как у сотрудника ГАИ.

Пока велосипедистам не хватает соответствующей инфраструктуры. На днях городские власти пообещали приступить к строительству первой велотрассы в середине октября. По данным пресс-службе горсовета, ее протяженность составит 7 км — от памятника Велосипедисту до поселка Пятихатки, проходить она будет за пределами Белгородского шоссе. Окончание строительства — в следующем году.

В городе появилось бесплатное СТО для велосипедов
В парке им. Горького активисты открыли первое велосипедное СТО. Со временем таких точек станет больше.

— В парке катается много велосипедистов, и, порой, им необходима техническая помощь — колесо подкачать, педаль закрепить etc. Возить с собой насос или ящик с инструментами не всегда удобно, вот мы и решили создать специальные станции техобслуживания, — рассказывает соорганизатор проекта Анастасия Иващенко. — Это будет металлическая стойка, рядом с которой можно зафиксировать велосипед. К ней будут прикреплены инструменты и насос. Каждый желающий сможет подъехать и бесплатно починить своего «коня». Одновременно могут обслуживаться три велосипеда. На сегодняшний день мы выбрали десять мест для установки СТО, где активно проходит велодвижение. Пока городские власти согласовали пять из них — в центре, на Салтовке и Павловом Поле. Надеемся, что со временем их станет больше.