Шестьдесят пять лет работает на Харьковском тракторном заводе Валентин Васильевич Библик — почетный гражданин Харькова, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР, кавалер двух орденов Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, ордена Октябрьской революции, награжден восемью медалями, заслуженный машиностроитель УССР. 

Узнав, что «Вечерка» хочет взять у него интервью, Валентин Васильевич решил ограничиться биографической справкой. Но постепенно разговорился. Не о себе самом — мы оказались погруженными с головой в воспоминания о жизни огромного организма — завода, мозгом и сердцем которого 27 лет был его директор Валентин Васильевич Библик. 

Он и сам, пожалуй, не различит, где заканчивается его личная жизнь и начинается заводская. Не с него так повелось — Валентин Васильевич потомственный заводчанин. На металлургическом заводе в Енакиево, на газовых печах, более 30 лет проработал его дед. Из Енакиево его отца, слесаря, в 1932 году направили на работу на новый тракторный завод в Харьков. Валентину тогда было шесть лет. К началу войны он окончил фабрично-заводскую семилетку, а затем вся семья — пять человек — вместе с эвакуированным заводом оказались в Рубцовске Алтайского края, где в чистом поле, в амбарах, вновь приступили к выпуску трактора СХТЗ-НАТИ. 

Отсюда, из Рубцовска, осенью 1942 года был мобилизован в армию старший брат Валентина. Он погиб в октябре 1943 года в восемнадцать лет.
Здесь 5 мая 1942 года и началась трудовая жизнь пятнадцатилетнего Валентина. Напутствие, которое дала ему мама, пронес через всю жизнь: «Не пей, не кури, не будь никому должен». «Я никому не должен и никогда ни у кого ничего не просил», — с гордостью говорит Валентин Васильевич. Всего в жизни он добился самоотверженным, беззаветным трудом, полной самоотдачей делу — отечественной технике. 

С тех пор прошло 65 трудовых лет, неразрывно связанных с заводом, его проблемами и достижениями. Валентин Васильевич начинал хронометражистом, нормировщиком, в 1943 году он, еще не имеющий среднего образования, стал технологом, а затем и старшим технологом Алтайского тракторного. Одновременно учился на вечернем отделении техникума, а затем в школе рабочей молодежи. По совместительству Валентин преподавал в средней школе № 9 черчение, которое освоил «не по Гегелю», а на производстве.
И в дальнейшем Валентин Васильевич учился без отрыва от производства — в 1953 году окончил Всесоюзный заочный политехнический институт в Москве, в Москве же защитил и кандидатскую диссертацию. Мог бы, конечно, защищаться и в Харькове, но не хотел, чтобы считали, что ему делаются поблажки. 

Продвижение по службе, наверное, для самого Валентина Васильевича было естественным — он рос вместе с ростом задач, встававших перед заводом. В 1957 году Валентин Васильевич стал главным технологом восстановленного в Харькове завода, а с августа 1962 года — главным инженером ХТЗ. С 1969-го по 1996 год Валентин Васильевич был директором ХТЗ. После выхода на пенсию он является главным консультантом ОАО «Харьковский тракторный завод». 

Каждая новая конструкция тракторов и спецтехники проходила через его руки. Под его пристальным взором проходили также и испытания этой техники — Валентин Васильевич был членом Государственной комиссии по испытанию спецтехники и тракторов. 

В 1961 году за освоение производства тракторов Т-75 он был награжден большой золотой медалью ВДНХ СССР. Это был первый трактор с большой рабочей скоростью — до 60-х годов трактора в поле двигались не быстрее лошади. В 1962-1969 годы под руководством Валентина Библика было освоено производство новых тракторов этого диапазона скоростей — Т-74, Т-25 и специального транспортного средства МТЛБ. В 1969-1996 годы Валентин Васильевич участвовал в создании и руководил организацией производства нового тракторного семейства энергонасыщенных тракторов Т-150, Т-150К, Т-153, Т-155, Т-157, Т-158, а также спецтехники — МИТЛБУ, МТЛБВМ, «Гвоздика», «Кашалот», «Штурм» и др. В 1991-1996 годах завод модернизировал освоенные модели тракторов и начал изготовление новых — Т-012,ХТЗ-2511, ХТЗ-120/121. 

Создавать новые мощности и осваивать выпуск спецтехники помогал завод и другим социалистическим странам — Народной Республике Болгария и Польской Народной Республике. За эту помощь в 1975 году ХТЗ был награжден орденом Георгия Димитрова, а Валентин Библик стал почетным гражданином городов Червен Бряг и Тырговиште (НРБ), награжден семью медалями НРБ, орденом «Народной Республики Болгария» I степени и почетным знаком І степени города Пловдив (НБР), а также почетным знаком «За заслуги» Министерства металлургии и машиностроения Польской Народной Республики.
Всего за время работы Валентина Васильевича директором ХТЗ заводом было изготовлено около 1 миллиона 300 тысяч тракторов, в том числе около 700 тысяч тракторов типа Т-150. Эти трактора шли на поля нашей огромной страны, а также на экспорт. За вклад в развитие торгово-экономических связей с зарубежными странами ХТЗ было отмечен международной премией «Золотой Меркурий». 

Силами завода удалось многое сделать для города и области — построены Безлюдовский канализационный коллектор протяженностью 9,3 км, система оборотного водоснабжения, исправительное учреждение в Темновке. Завод построил три базы отдыха, спортивный манеж на стадионе ХТЗ, поликлинику и электроводолечебницу, а также комплекс профтехучилищ. 

В 1973-1991 годах в состав производственного объединения ХТЗ вошел Лозовской кузнечно-механический завод, где были выполнены объемы по строительству и вводу в эксплуатацию производственные мощности и освоено производство узлов и деталей к тракторам типа Т-150. 

Какими бы трудными ни были правительственные задания, завод с ними справлялся. Валентина Васильевича не раз приглашали переехать в Москву, предлагая заманчиво высокие посты в союзном министерстве. Он же отказывался, храня верность родному ХТЗ и продолжая отстаивать интересы завода перед руководством страны. Так, например, он сумел доказать, что колесный трактор мощностью 150-165 л. с. имеет право на существование. Именно при этой мощности достигается наибольшая экономичность машины и скоростные показатели обработки почвы, а вопросы разуплотнения почвы после тракторных колес удалось решить. 

Последние годы работы в должности директора завода были, наверное, самыми тяжелыми для Валентина Васильевича. Не физически, а психологически. В процессе работы ему не раз приходилось встречаться и с министрами, председателями Совета министров, с генсеками и президентами. И о каждом у него сложилось собственное представление. Прежде всего он оценивал их по степени заинтересованности в развитии отечественного тракторостроения. Время не изменило его желания создавать и совершенствовать отечественные трактора. Но оно изменило отношение государственных чиновников к интересам Украины. Это в большей степени, чем какие-либо конструктивные несовершенства нашей техники, подкосило заводы. 

До сих пор бывший директор вспоминает и анализирует свои усилия, потраченные на то, чтобы доказать: не надо идти по пути покупки иностранной техники для села, лучше использовать эти огромные средства на финансирование конструкторских организаций, вполне способных модернизировать наши трактора и доработать свой, украинский тракторный двигатель. 

Валентин Васильевич уверен, что если бы удалось организовать поставки импортных комплектующих — топливных насосов, поршневых колец, вкладышей и фильтров, наши тракторные двигатели превзошли бы двигатель ЯМЗ, который сегодня ставят на трактора ХТЗ, по всем показателям и в первую очередь — по экономичности. «У ЯМЗ расход топлива на одну лошадиную силу — 195 грамм в час. А у нашего, серповского, или ХЗТД — 175 грамм! Конечно, двадцать лет на одном двигателе не протянешь. Надо было решать вопрос с расходом картерного масла — за это отвечают поршневые кольца, которые до развала Союза мы получали из Ставрополя. Следовало решить вопрос со стабильностью мощностных показателей, а они зависят от конструкции топливного насоса. Еще в 1967 году, когда я изучал в Англии производство тракторов и двигателей на девятнадцати заводах, я видел, как англичане увязывают тип насоса с мощностью двигателя». 

Реальным было и освоением на существующих производственных площадях производства импортных двигателей, например типа «Дойтц». Представители этой фирмы выразили свое согласие сотрудничать с ХТЗ в освоении производства их двигателя. В связи с этим Валентин Библик подготовил предложения Леониду Кучме. Однако его старательно отгораживали от личной встречи с президентом. 

Уже зная, что работать в должности директора после 70 лет ему не позволят, Валентин Васильевич провел обследование состояния дел во всех областях по тракторам и составил программу модернизации и усовершенствования выпускаемых моделей машин.
Не просить, а предлагать сделать то, что, по его мнению, необходимо — жизненное кредо Валентина Васильевича. Одним из тех, на чью помощь и понимание он всегда мог рассчитывать, был Александр Степанович Масельский. Их связывала высокое товарищество и забота об общем благе. Ордена «За заслуги» III степени в 1995 году они получали вместе. 

Тот год выдался очень тяжелым — Диканевка… А во второй половине года стало ясно, вспоминает Валентин Васильевич, что из запланированных трехсот тысяч квадратных метров жилья строители успеют сдать только сто. В очереди на жилье стояли и заводчане ХТЗ. «Я обратился к Масельскому: «Александр Степанович, как бы до конца года выйти на триста? Возьмитесь за решение этой проблемы». — «А там ваши (квадратные метры. — Ред.) є?», — спрашивает. — «Є!» — Александр Степанович взялся — привез на стройку свой вагончик, который и на Диканевских очистных стоял. Одно присутствие на стройке «конторы» Масельского повлияло на ход строительства! 300 тысяч квадратных метров жилья удалось сдать», — рассказывает Валентин Васильевич. 

Предметом особой гордости Валентина Васильевича как директора является то, что при нем свои жилищные условия улучшили восемнадцать тысяч семей работников завода. А сам он уже сорок лет живет в той квартире, которую получил, когда стал главным инженером.
Александр Степанович Масельский поддержал и предложение директора ХТЗ о продаже тракторов в лизинг. Эта система впервые была применена на ХТЗ в 1996 году. «Я выпросил лизинг у Кучмы в 1995 году. Он распорядился собрать совещание. Собрались все министры решать, кто возьмет на себя ответственность за возврат кредитных денег. Кучма требует — дайте решение! Но я посмотрел на этих министров и понял, что вопрос не будет решен. Тогда я обратился к Александру Степановичу. Он тут же обзвонил своих чиновников — зав. сельхозотделом, зав. финотделом, но все отказались визировать документ. Он глянул тогда на меня, взял ручку и подписал сам, дал согласие на возврат кредита». 

«В январе он заболел, лежал в больнице. Звонил через день — как идет выполнение лизинга?» — вспоминает Валентин Васильевич. 

О том, кого не устраивало то, что система лизинга дает возможность продолжать выпуск отечественных тракторов, Валентин Васильевич говорить не хочет. Но одолеть эту силу мог только такой авторитетный и смелый человек, как Масельский. Система лизинга просуществовала вплоть до его смерти. А затем завод оказался в сложном положении — казначейство перестало перечислять деньги на дальнейшее производство тракторов. Сверх выделенных сумм селу уже было поставлено более ста тракторов, кроме того, нужно было расплатиться с поставщиками за комплектующие. И снова, уже посмертно, выручил авторитет Александра Степановича. «Я обратился за помощью к Василию Викторовичу Салыгину. Никто, кроме него, не соглашался дать мне кредит. А он дал заводу частный кредит — в память о Масельском». 

Сегодня Валентин Васильевич работает над книгой о заводе. «Надо разобраться в истории ХТЗ. Не опрашивая свидетелей, а по документам. Сначала страницы истории завода я публиковал в нашей газете «Темп». А сейчас перерабатываю этот материал в книжный вариант, планирую окончить к середине мая. В книге будут показаны люди, машины, которые мы выпускали, итоги работы по пятилеткам. Я расскажу о том, кто из руководителей государства посещал наш завод, кто оказал влияние на нашу производственную деятельность. Заканчиваться книга будет 1996 годом. А после — я не берусь судить, это уже другая история», — говорит Валентин Васильевич.