Житель Харьковской области мастер-исследователь музыкальных инструментов Валентин Тимошенко уверяет, что проник в тайну великих итальянских мастеров.

Мастер считает, что современные скрипки могут звучать не хуже итальянских, и готов поделиться секретной технологией их создания.

Валентин Тимошенко потратил четверть века на то, чтобы разгадать секреты неповторимого звучания старинных итальянских инструментов.

— Я нашел утерянную технологию старинных скрипичных мастеров и хочу подарить ее поклонникам классической музыки, – делится мастер. – Эта технология полностью меняет традиции смычковых инструментов и дает возможность поднять на новый, значительно более высокий уровень их акустические качества. Мне самому немного грустно расставаться с легендами вокруг имени Антонио Страдивари, но я готов  рассказать. Мне удалось найти рецепты всех материалов, которыми пользовались старинные итальянские скрипичные мастера.

У старинных скрипок масса загадок, и над каждым инструментом нужно основательно потрудиться.  Существует мнение, что основа уникального звучания инструментов – дерево, из которого они сделаны.

Скрипки должны быть сделаны из материала, которому нет названия


— Группа ученых подтверждает, что дерево в скрипках итальянских мастеров в два раза тверже и плотнее, чем в современных. Не сумев выяснить причину плотности дерева, они сделали вывод, что для изготовления инструментов Страдивари использовал особо твердую древесину малого ледникового периода. Я считаю, что такими выводами ученые просто отрицают старинную технологию и оскорбляют память старинных умельцев, – гневается мастер.

По словам Валентина Тимошенко, главной задачей старинных мастеров было изменить физические свойства древесины и создать принципиально новый материал, которому даже нет названия.

– И исследователей, и мастеров волнует  вопрос: почему точнейшие копии инструмента Страдивари не звучат так, как оригинал? Но проблема в том, что копируется только окончательная внешняя форма, на самом деле инструмент Страдивари прошел очень агрессивную специальную обработку. Сотни лет никто не мог даже предположить, что жесткую контактную термическую обработку старинные мастера проводили на уже покрытом лаком инструменте. Прежде всего детали инструмента пропитывали специальным составом, после этого на них наносился специальный грунт, а потом начиналось главное – обработка высокой температурой, под воздействием которой грунт, лак и пропитка превращали дерево в совершенно другой материал, который становился гибким и эластичным.

Из обычной накипи получилась перламутровая скрипка


Лак – одно из условий рождения настоящего инструмента. По мнению Валентина Тимошенко, знаменитый мастер Амати позаимствовал  рецепт уникального лака у великих художников эпохи Возрождения, ставший впоследствии основой технологии изготовления скрипок. Лак – это не просто внешняя красота инструмента.

– Лак не только имеет акустические физические свойства, – уверяет мастер. – Главная его роль – предохранять инструмент от очень высокой температуры. Он удерживал его в загнутом положении, а кроме того, соединял с грунтом и пропиткой, создавая очень красивое покрытие и превращая инструмент  в сложный акустический аппарат, обладающий уникальным тембром звучания.

По данным Валентина Тимошенко, для лакового покрытия скрипки знаменитый Страдивари использовал минералы – в частности вулканическую пыль. Валентин Тимошенко такую экзотику в Украине не обнаружил и попытался найти местный заменитель:  минералы молол в ступе, но замены  не получил.

— Однажды чистил чайник от накипи и решил ее попробовать. Подсушил, растер в ступе и выяснил, что она идеально срабатывается с лаком. Накипь – это кальцит, из которого состоит перламутр, раковины моллюсков. Внутри одной из скрипок у меня даже получилась перламутровая поверхность. Красота необыкновенная, – делится мастер.

Современные инструменты никуда не годятся


По мнению Валентина Тимошенко, современные музыкальные инструменты, которые в продаже, никуда не годятся. Они представляют собой полуфабрикат, и от этого очень страдает звук.

– Мои инструменты отличаются прежде всего очень большой чувствительностью: как только прикасаешься к струне, она начинает звучать, – говорит Валентин Тимошенко. – Кроме того, у них очень плотный звук. Он создается в инструменте внутренним эхом и звуковым шлейфом, который достигает самых дальних уголков концертного зала. Этим-то и славятся музыкальные инструменты знаменитых итальянцев.

Харьковские музыканты не прочь опробовать инструменты земляка


Экспертами звучания скрипок  и альтов выступили артисты оркестра Харьковской областной филармонии.

– К сожалению, опыта игры на скрипке Страдивари у меня нет, я могу сравнивать только с современными инструментами, на которых уже играл. По моим ощущениям, скрипки Валентина Тимошенко звучат очень здорово, — говорит Тиран Никогосян. – Мне кажется, они очень перспективны. Эти инструменты мощнее, чем моя скрипка, у них объемный звук, который далеко несется, и я с удовольствием играл бы на таких. Если мастеру удалось в технологии изготовления приблизиться к секрету скрипок Страдивари, это действительно сенсация.

Музыкант Максим Тиунов не берется судить об уникальности звука альтов Валентина Тимошенко, но уверен, что они имеют полное право звучать в концертных залах.

– В альтах ценится насыщенный тембр нижних струн, и в инструменте Валентина Борисовича ощущается настоящий альтовый тембр – мягкий и сильный настолько, что вибрация ощущается в плече и черепной коробке.  Тембр необычно глубокий,  и несмотря на небольшие размеры инструмента – это большая редкость, – говорит Максим Тиунов. – Я был бы не против играть на таких инструментах.