Через два дня в Украине грянет «справочная революция» – с 1 октября чиновники госслужб и органов местного самоуправления будут не вправе требовать у харьковчан какие-либо справки.

Как заявила первый замминистра юстиции Украины Наталья Севостьянова, с 1 октября чиновники будут сами получать нужные им справки и прочие документы, подчеркнув, что подобная практика работы с документами давно применяется в цивилизованном мире.

По ее словам, чиновникам откроют доступ к электронным госреестрам. Причем, это положение касается не только справок, но и различных выписок, документов о рождении, браке, смерти, не судим ли, не находится ли под следствием, платит ли алименты, выдавал ли доверенности, составлял ли завещания и не аннулированы ли они и т. д.

– С 1 октября госорганы и органы местного самоуправления обязаны оформить электронный ключ и доступ к реестрам, в которых содержится информация о гражданах. Поэтому необходимости гонять граждан за получением каких-либо справок – нет, – объясняет начальник Управления государственной регистрации Главного теруправления юстиции в Харьковской области Наталья Когут. – Например, человек обращается за оформлением субсидии, и ему может понадобиться справка о зарегистрированном на нем имуществе. Идти в органы регистрационной службы уже не придется – органы местного самоуправления, которые оформляют субсидии, берут эти данные из реестра.

Однако новация касается только госорганов и органов местного самоуправления. И если человек обращается, например, в газовую службу по поводу оформления льготы на оплату ЖКХ, – форму №3 о составе семьи, которую выдает «Жилкомсервис», ему предоставить все же придется.

В свою очередь, гражданам при необходимости также бесплатно предоставят необходимую информацию, документы и справки из открытых реестров.

– В нашей структуры, в частности, человек может получить информацию из реестра юрлиц и физлиц или реестра имущественных прав на недвижимое имущество. Это могут быть справки о наличии или отсутствии недвижимости, зарегистрировано лицо предпринимателем либо входит в состав какого-то предприятия, – поясняет Наталья Когут. – Можно даже получить эту информацию в режиме он-лайн.

Облегчит ли новация жизнь харьковчан – покажет время. Пока горожане в успехе «справочной революции» сомневаются.

– С одной стороны нововведение ударит по коррупции – людям уже не придется платить мзду за решение вопроса без справки, не говоря уж об экономии времени и сил. Но с другой стороны, где гарантия, что чиновники не начнут продавать сведения из реестров направо и налево? – рассуждает предприниматель Константин.

– А где гарантия, что в электронные реестры внесена полная и достоверная информация? – сомневается харьковчанка Елизавета. – На днях в «Укртелекоме» оформляли льготу на мужа, как участника боевых действий. Там рассказали, что с 1 июля, как изменился порядок начисления льгот, многих людей нет в электронных базах, и им приходится заново подтверждать свой статус.

А наша читательница Екатерина Федоровна поведала, что управление соцзащиты пригласило ее мужа – инвалида воны, которого она похоронила два года назад, явиться для уточнения данных по льготам.

Перечень реестров, которые станут доступны, «Вечерний Харьков» публиковал.