
Гость редакции ВХ – представитель избирательных программ гражданской сети «Опора» в Харьковской области, кандидат политических наук Максим Фоломеев.
Агитация на общественном транспорте – нарушение
– Максим, здравствуйте. Анатолий беспокоит. Объясните, какая предвыборная агитация не противоречит законодательству?
– Прежде всего это агитация, которая началась в срок. Сроком, согласно закону, является следующий день после регистрации кандидата. Агитация должна оплачиваться из предвыборного фонда, а он создается после регистрации. Посему возникает вопрос: из каких источников проводится досрочная агитация? Скорее всего – из частных, что недопустимо.
Еще один важный момент: агитация должна содержать необходимые реквизиты, чтобы было понятно, что она осуществляется именно из избирательного фонда. Например, на агитационной продукции (буклете, листовке) должны быть выходные данные: заказчик, изготовитель, тираж, ответственный за выпуск. Если такие реквизиты есть – агитация законна.
Визуальная предвыборная реклама имеет свои четкие ограничения. В частности, что особенно актуально для Харькова: она не может быть представлена на зданиях органов государственной власти и местного самоуправления; на зданиях, которые являются памятниками архитектуры; на сооружениях метрополитена и в метрополитене; на общественном транспорте (согласно ст. 60 Закона «О местных выборах»). Тем не менее мы все это наблюдаем. Например, харьковчане наверняка заметили висящую на здании Госпрома рекламу одной из политических партий, которую, к счастью, уже сняли. А ведь Госпром является, во-первых, коммунальной собственностью, а во-вторых – памятником архитектуры национального значения. Кроме того, по Харькову ездят троллейбусы и трамваи с рекламой определенной политической силы. На станциях метро также некоторое время размещалась политическая агитация.
– Как же бороться с такими нарушениями?
– Если участники избирательного процесса (это с одной стороны – кандидаты, с другой – избиратели) видят подобные нарушения, они могут оспаривать их в суде. Либо же обращаться в территориальную избирательную комиссию. В частности, реклама с Госпрома была снята после обращения в избирком одного из кандидатов в мэры Харькова.
– А руководитель коммунального предприятия несет ответственность, если на его объекте размещается неправомерная агитация?
– В законе есть прямая норма, запрещающая участникам избирательного процесса использовать служебное положение для организации предвыборной агитации.
– А могут ли кандидата, в поддержку которого размещена неправомерная агитация, снять с предвыборной гонки?
– Незаконная агитация в рамках предвыборной кампании является административным нарушением. Но снять с регистрации за нарушение предвыборной агитации, согласно закону, не могут. При этом другие участники предвыборного процесса могут потребовать урегулировать эту ситуацию в судебном порядке.
Избирательные комиссии «не рады» наблюдателям?
– Добрый день. Меня зовут Елизавета Николаевна. Максим, какие нарушения вы фиксируете в работе избирательных комиссий на данном этапе?
– Есть неоднократные нарушения прав официальных наблюдателей, когда территориальные избирательные комиссии не дают возможности вести работу официальным наблюдателям не от политических партий, а от общественных организаций. Например, чтобы официальный наблюдатель от нашей организации начал работать в каком-либо районе (разрешение ЦИК получено), ему необходимо зарегистрироваться в соответствующей избирательной комиссии. Однако нередко в теризбиркомах нас «кормят завтраками», мол, сейчас не до вас – приходите в другой день. Они не имеют права этого говорить: мы принесли пакет документов – и нас обязаны зарегистрировать как официальных наблюдателей.
Фиксируются и другие нарушения. Например, Нововодолажская районная избирательная комиссия не зарегистрировала одного из кандидатов в мэры, и по этому поводу было судебное разбирательство. Кстати, комиссия суд проиграла. Но когда мы обратились в эту комиссию с просьбой предоставить информацию (которая по закон, является открытой и публичной) по зарегистрированным партиям – нам отказали. Они попросту не хотят, чтобы этот случай стал предметом обсуждения общественности.
– А этот кандидат теперь будет зарегистрирован?
– Безусловно. Еще одна конфликтная ситуация – с областной избирательной комиссией, которая отказала в регистрации 168 официальным наблюдателям ОПОРЫ. Мы вынуждены были обратиться в Харьковский окружной административный суд, который своим решением признал неправоту комиссии.
– Здравствуйте. Меня зовут Вадим Игоревич. Максим, вы наверняка видели гуляющие по интернету видео, как на днях в состоянии алкогольного опьянения по Киеву разъезжал на автомобиле один из кандидатов на должность главы Харьковского городского совета. И был задержан полицией по причине парковки в неположенном месте. Нарушитель предлагал взятку в размере 100 долларов. Может ли это послужить причиной снятия его с выборов?
– Согласно закону о местных выборах это не является основанием для снятия кандидата в мэры с регистрации. Избиратели его увидели – у них есть возможность самим решить, достоин он занимать этот пост или нет.
Считается ли пакет с гречкой подкупом избирателей?
– Здравствуйте. Меня зовут Виктория. Максим, вот интересно: какие тенденции характерны для нынешней избирательной кампании?
– Основная тенденция для Харьковской области – нарушение принципа равенства возможностей. К примеру, одна норма закона нам говорит, что округа по выборам в областной совет должны быть приблизительно равными по количеству избирателей. Другая приводит к тому, что например, депутат в облсовет от округа в Кегичевском районе избирается восемью тысячами избирателей, а от округа в Дзержинском районе Харькова – 50 тысячами избирателей. Это ставит в неравные условия избирателей разных районов одной и той же области. В этом случае избиратели Дзержинского района проигрывают, поскольку 50 тысяч человек представляет всего один депутат. То есть меньше вероятности, что каждый будет услышан.
– Максим, добрый день. Станислав Петрович беспокоит. Объясните, пожалуйста, что по новому закону о местных выборах считается подкупом избирателей?
– Согласно ч. 4 ст. 60 закона, если на каком-либо товаре есть партийная символика и стоимость товара составляет менее 5% от минимальной заработной платы (с 1 сентября 2015 года – 1378 грн., то есть 5% – 68 гривен 90 копеек) – юридически подкупом это не считается, хотя фактически -- все же да. Многие кандидаты понимают ситуацию, связанную с подкупом, и изыскивают различные возможности, чтобы эту норму каким-то образом обойти. Ну, например, предоставить избирателям бесплатно тот же продуктовый набор, стоимость которого меньше 68 гривен 90 копеек. Если же продуктовый набор выдается от какого-то кандидата или партии, участвующей в предвыборной гонке, без партийной символики – это однозначно подкуп.
Хочу отметить, что общественные активисты борются с подкупом, пытаются разъяснить населению, что это продажа голоса. Например, в Дергачевском районе одной общественной организацией была недавно проведена интересная акция: избирателям раздавалист небольшие пакетики с надписью: «Гречка убивает».
– Добрый день. Еатерина звонит. Максим, что считается черным пиаром?
– Это своего рода манипулятивные технологии. Пиар по определению -- это установление доверительных отношений с общественностью. Соответственно, все остальное – манипулятивные технологии. Предвыборная агитация – это не только агитация «за», это может быть и агитация «против». Но осуществляться она должна с соблюдением норм закона. А в ч. 5 ст. 60 Закона «О местных выборах» четко сказано: «запрещается распространение заведомо недостоверных сведений о кандидате, политической партии или ее местной организации – субъекте избирательного процесса, а также распространение заведомо недостоверной информации о поддержке определенного кандидата или местной организации партии».
То есть я могу агитировать как за кого-то, так и против, высказывая аргументы и опираясь на достоверную информацию. В данном случае это не является ни манипулятивными технологиями, ни черным пиаром.
Политсилы «недолюбливают» женщин
– Добрый день. Это Елена Виктровна звонит. Максим, применяется ли в этом году в Харькове административный ресурс в предвыборной кампании?
– Применяется. Это та же предвыборная агитация, которая осуществляется с использованием сайтов органов государственной власти и местного самоуправления. Это агитация на коммунальных предприятиях, на метрополитене, на коммунальном транспорте – все это использование административного ресурса.
Кроме использования служебного положения можем говорить и об использовании медийного административного ресурса, когда коммунальные СМИ публикуют информацию только в интересах одной из сторон. И такие примеры в Харьковской области есть.
– А появление детских площадок и новых асфальтированных дорожек накануне выборов?
– Каждый такой конкретный случай нужно рассматривать отдельно. Административный ресурс, подкуп или, возможно, где-то это были запланированные работы.
– Максим, здравствуйте. Интересно, соблюдается ли гендерная квота в списках кандидатов? Меня зовут Георгий.
– Не все политические силы выдержали квоту 30 х 70 (как правило, в меньшинстве – женщины). Так, из 20 политических сил, которые выдвинули своих кандидатов в Харьковский городской совет, шесть не выдержали квоту. Например, у одной политической силы, выдвинувшей 78 кандидатов, квота составила 29%. У другой – четыре кандидата, квота 25%. А у блока героя «Звездных войн» все пять кандидатов – мужчины. Аналогичная картина наблюдается и с кандидатами в облсовет.
– Добрый день. Меня зовут Николай. Максим, высокой ли, по вашему мнению, будет явка на выборы?
– На выборах в ВР, которые были в 2014 году, явка была 40-43%. Я думаю, в этом году на местных выборах явка будет приблизительно такого же порядка.
Личное дело
