В школе сына-первоклассника посадили за третью парту. Сын маленького роста, мне кажется, что он плохо видит доску. Кроме того, заметила, что стол для него низковат: сын явно горбится. Подскажите, какой должна быть школьная мебель и как научить сына правильно сидеть за столом, чтобы он не сутулился?
Ирина

Как не испортить осанку за письменным столом


В период школьного обучения у детей значительно увеличивается статическая нагрузка, считает главный специалист отдела санитарного надзора и профилактики неинфекционных заболеваний управления организации государственного санитарно-эпидемиологического нагляду ГУ Госсанэпидслужбы в Харьковской области Татьяна Ефимова. По данным специалиста, школьники проводят за партой или письменным столом от 4 до 6 часов в младших классах и от 8 до 10 – в старших классах. Большая статическая нагрузка возрастает, если ребенок сидит за мебелью неправильной конструкции или не отвечающей пропорциям тела школьника. В этих случаях ребенок также не может сохранять правильную рабочую позу, в результате чего нарушается и осанка.

— Лучшие физиологические и гигиенические условия для работы школьника за партой — нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение — создаются только при правильной посадке, — говорит Татьяна Ефимова. — Ученик должен глубоко сидеть на стуле, опираясь пояснично-крестцовой частью о спинку, ровно держать корпус и голову, лишь немного наклоняя ее вперед. Между туловищем и краем парты должно оставаться свободное пространство в 3-4 см (грудь и живот не сдавлены). Ноги согнуты в тазобедренном и коленных суставах под прямым углом, ступни опираются на пол или подножку, предплечья свободно лежат на столе. Правильная поза ребенка во время занятий должна вырабатываться с первых же дней посещения школы. О правильной позе нужно постоянно напоминать ребенку и в школе, и дома, причем не только в начальних классах.

Стулья без спинок в классах запрещаются


— Мебель в школе должна быть стандартной: столы и стулья только ученические, — говорит Татьяна Ефимова. — Для начальной школы устанавливают парты — они более целесообразны для формирования правильной осанки. Учебные кабинеты для школьников 5-11 классов оборудуются двухместными или одноместными ученическими столами. Запрещается использовать в классах и кабинетах табуреты, скамейки или другую мебель без спинок (такая мебель разрешается только в школьных мастерских). Крышка ученического стола или парты должна быть пастельных тонов (рекомендуется зеленая гамма или цвет натурального дерева) и обязательно матовой, без отблеска. Эти условия оптимальны для зрения: они позволяют создать правильный контраст между поверхностью стола и страницами тетради или книги.

Школьники каждого класса относятся не менее чем к 3-4 ростовым группам, потому в каждом классе должна быть предусмотрена мебель не менее двух размеров (школьная мебель должна быть маркирована в соответствии с размерами). Удобно использовать трансформирующуюся мебель, которую можно регулировать. Кроме того, в каждом классе должны быть условия для измерения роста детей для определения соответствующего номера мебели (обычный ростомер или специально приготовленная рейка с делениями, на одной стороне которой есть деления с интервалом 15 см начиная от 130 см).

Дважды в год детей должны пересаживать


Детей в классе должны рассаживать по росту (на первых партах — самых маленьких) и по состоянию здоровья при наличии рекомендации от врача. За первыми и вторыми столами в любом ряду должны находиться школьники с нарушениями слуха или пониженной остротой зрения. Школьникам с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места лучше отводить дальше от окон.

— Не меньше двух раз за учебный год учащихся, сидящих в первом и третьих рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номеров парт и их роста, — говорит Татьяна Ефимова. — Это исключает появление у школьников привычки к постоянному наклону туловища и головы вправо или влево, в сторону классной доски или наглядных пособий, размещенных над классной доской.