Харьков не смог расплатиться за транспорт, взятый в лизинг девять лет назад. 15 октября Высший хозяйственный суд вынес вердикт: город обязан вернуть кредитору залоговое имущество в виде 57 троллейбусов и десяти трамваев.

Однако в мэрии заверяют: харьковчане пешком ходить не будут.

Еще в 2006 году КП «Горэлектротранс» на условиях лизинга приобрел 90 троллейбусов и 10 трамваев у частного предприятия, которое купило эти машины у другого частника, взяв в банке кредит и обязавшись вернуть его до конца 2011 года. В залог банку ЧП передало купленные троллейбусы и трамваи. Однако заемщик кредит не вернул, и банк переуступил право требования долга финансовой компании — а та обратилась в суд. В связи с неспособностью ЧП выплатить долг суд решил, что требования кредитора должны быть удовлетворены за счет залогового имущества.

Начались судебные тяжбы. Точку в них поставил Высший хозяйственный суд 15 октября — он признал, что Харьков обязан вернуть кредитору залоговое имущество в виде 57 троллейбусов «ТролЗа» и десяти трамваев КТМ-19. Согласно материалам суда, мэрия Харькова из необходимых 120,25 млн грн. заплатила за них меньше половины — лишь 52,32 млн.

Как объясняют в мэрии, оплачивать взятые в лизинг машины городу сначала помогало государство — в 2006 году Кабмин принял госпрограмму, по которой Харьков должен был получить частичную компенсацию за новую технику из госбюджета. Однако уже в следующем году правительство приняло новое постановление: закупка электротранспорта финансируется из госбюджета только в том случае, если его изготовил отечественный производитель. И финансирование КП «Горэлектротранс» из госбюджета прекратилось, поскольку троллейбусы и трамваи были российского производства.

И все же горсовет утверждает, что Харьков выполнил свои обязательства по договору — эту позицию мэрия озвучила в июле 2015 года, после проигранной апелляции во Львовском апелляционном суде. Мол, выплаты касались субъекта хозяйствования, который был стороной по договору, — то есть ЧП. У города нет юридических взаимоотношений с финансовой компанией (которой банк передал обязательства по кредиту). К тому же КП «Горэлектротранс» проходит процедуру банкротства.
.
Сегодня в мэрии заверяют: ни трамваи, ни троллейбусы никто у Харькова не заберет.

— Они как были в собственности города, так и будут — так что пешком харьковчане ходить не будут, — утверждает руководитель пресс-службы Харьковского горсовета Юрий Сидоренко. — В этом вопросе юридически все очень запутано, но если сказать просто — кроме Харькова, эти трамваи и троллейбусы никому не нужны, и прав на эти машины сторона, выигравшая суд, не имеет. Есть масса взаимоисключающих решений судов — разбирательства будут продолжаться.
 
Ликбез
Лизинг — это долгосрочная аренда чего-либо с возможностью его последующего выкупа по остаточной стоимости.