Исторический центр Харькова опутан таинственными подземными ходами.

В одной из таких мистических галерей энтузиасты Харьковского областного благотворительного фонда содействия историко-культурным исследованиям «Дети подземелья» мечтают создать музей.

Музей подземелий покажет «изнанку» города




30 октября ХОБФ «Дети подземелья» на часок открыл для харьковчан вход в старинные катакомбы ХVIII века, которые исследовательская группа фонда изучала на протяжении десятилетия.

– Наша главная задача – исследование и популяризация информации о харьковских подземельях, – рассказывает член правления Харьковского областного БФ содействия историко-культурным исследованиям «Дети подземелья» Игорь Денисенко. – Немало подземных объектов достойны создания музея, и некоторые из них могли бы стать центром экскурсионного маршрута, интересного и жителям города, и его гостям. Самым перспективным, на наш взгляд, объектом для исследований и преобразований мы считаем старинное подземелье под зданием Харьковского колледжа строительства, архитектуры и дизайна (ул. Квитки-Основьяненко, 4/6). Как минимум это место как наиболее сохранившееся и аутентичное важно не просто сохранить, а расчистить, собрать информацию о том, когда, как и кем этот ход был построен, как он использовался на протяжении своей истории и сделать на его базе Музей харьковских подземелий, который покажет наш город с изнанки, расскажет, какими строительными технологиями владели наши предки, как и для чего они строили ходы.

Под землей в центре города хранили дорогие вина




Большая часть этого подземелья находится под проезжей частью улицы Квитки-Основьяненко и Второго Университетского переулка, часть ходов располагается под колледжем.

– Мы считаем, что это подземелье связано с функционированием в нашем городе гостиного двора – самого фешенебельного в те времена торгового комплекса 1785-1786 года постройки. Он был возведен известным харьковским архитектором Петром Ярославским, затем надстроен и расширен в первой четверти ХIХ века, – рассказывает Игорь Денисенко. – На поверхности были обширные, занимающие целый квартал магазины, рестораны, винные погреба и – со стороны нынешней площади Конституции – небольшая гостиница. Гостиный двор представлял собой развлекательный комплекс, где гости города и состоятельные харьковчане могли потратить свои кровные. Подземная часть двора была большой и разветвленной. В галереях, которые изначально был предназначены для соединения купеческих подвалов, один подземный ход шел к подвалу Успенского собора – к сожалению, теперь он засыпан изнутри. По нашим данным, общая протяженность этих ходов была около 300 метров, в настоящее время раскопано примерно 85 метров, в части галерей можно находиться в полный рост. Когда-то их ширина составляла ровно сажень – 2 метра 12 см, высота – 2 метра 25 см от центра свода до земляного пола. Стены и своды сложены из красного кирпича и очень прочного известкового раствора, поверх уложена штукатурка.

По словам исследователя, здесь располагался, в частности, винный погреб известного купца Николая Жевержеева. В эти подвалы можно было спускать с поверхности на веревках негабаритные грузы, – например, бочки с вином. Вдоль стен были стеллажи, на которых лежали бутылки с вином, на полках были углем написаны годы изготовления напитков. Эти галереи были достаточно удобны для хранения вин: здесь сохранялась постоянная влажность, температура, кроме того, было удобно передвигаться из одного винного подвала в другой, чтобы приказчики могли доставить товар на поверхность. Окна подземной галереи находились над уровнем земли, и рабочие могли работать при дневном свете. Кроме того, здесь находилась угольная яма, где за дверкой располагалось помещение подвала. Сверху подъезжала телега, открывали люк, ссыпали уголь, а когда пыль оседала, открывали дверь, и топливо доставляли к печи, от которой по каналам, проделанным в толще стен, горячий воздух поднимался вверх и отапливал наземные помещения гостиного двора.

Во время Второй Мировой войны харьковчане прятались в подземельях от авианалетов




После 1917 года эти галереи были разграблены и заброшены, вино было выпито, бутыли разбиты. С 1917 по 1941 годы, по информации исследователей, это подземелье никак не использовалось – разве что под склад, но об этом не сохранилось ни одного достоверного упоминания. И в октябре 1941 года, когда немцы начали бомбить город, подвалы были приспособлены под бомбоубежище. Из остатков стеллажей, на которых когда-то размещались дорогие вина, вдоль стен были сделаны лавки. Когда в Харькове объявляли воздушную тревогу, сюда спускались жители близлежащих домов и сотрудники контор, которые находились в центре города, возможно, в том числе и городского совета, от которого до подземелья меньше 30 метров. Люди находились здесь до окончания налета вражеской авиации, потом поднимались на поверхность.

– После войны галерея, которая ведет из колледжа строительства, дизайна и архитектуры, была полностью засыпана, чтобы сюда не попадали посторонние, но благодаря сотрудничеству с руководством мы можем проводить здесь исследования. В 2005 году мы ее раскопали, и считаем этот ход наиболее пригодным для проведения экскурсий: он самый большой по размерам, здесь достаточно прочные своды.

В подземельях кто-то подсматривает




Сейчас по подземелью можно перемещаться только с фонариками: здесь кромешная темнота, на некоторых участках приходится пригибаться в три погибели, чтобы не удариться о потолок. В подземелье мрачновато, жути добавляет посаженный шутниками-исследователями на одном из поворотов галереи зловещий фантом – привалившаяся к стене фигура похожего на мертвеца мужчины и человеческий череп, который красуется на выступе стены, глядя посетителям в глаза.

– Этот череп был здесь найден, но мы считаем, что он не имеет к подземелью никакого отношения, – говорит Игорь Денисенко. – Дело в том, что на территории всех старых храмов в историческом центре города были небольшие кладбища, и скорее всего, оттуда вместе с грунтовыми водами и поступили в подземелье череп и несколько костей. Здесь был найден еще один череп и комплект костей молодого мужчины 18-20 лет. Скорее всего, это эхо войны: возможно, наверху была воронка, в которой захоронили бойца. Глубина в подземелье небольшая – от центра свода до поверхности земли всего три метра. К сожалению, нет данных, которые подсказали бы нам, чьи это останки: ни кольца на пальце, ни жетона, ни пуговиц с формы на останках не было.

К слову, слабонервным в таинственные подземелья лучше не спускаться: не исключено, что здесь обитают подземные духи. По крайней мере, такие ощущения время от времени возникают даже у видавших виды исследователей подземного мира.

– Я никогда не видел здесь привидений или таинственных очертаний человеческих фигур, между тем, но когда после работы ты остаешься один, чтобы собрать инструменты, иногда кажется, что в подземелье кто-то на тебя смотрит, и это вызывает определенную тревогу, поскольку ты не понимаешь, кто бы это мог быть, – делится Игорь Денисенко. – Но я понимаю, что мы уже не раз здесь были, никого не встречали и это, в конце концов, могут быть игры нашей психики.

Зловещие голоса и крики младенца, как в фильмах ужасов, исследователь слышал под землей единственный раз:

– Когда-то я взял с собой в подземелье шестилетнего сына, и он решил меня напугать. В темноте из-за угла он начал издавать разные звуки, постукивать по кирпичам саперной лопаткой. В первые секунды было замешательство, но паники не было: было желание взять в руки что-то тяжелое и посмотреть на источник звука.

С подземельями связаны и курьезные реальные истории.

– Харьковский следователь уголовного розыска рассказал нам, что в 60-е годы прошлого века на Рымарской решили задержать известного афериста, – вспоминает Игорь Денисенко. – Операция была очень серьезной – здание окружили со всех сторон, ворвались на второй этаж, где он находился. Но каково же было удивление правоохранителей, когда они обнаружили в квартире только любовницу афериста, – сам мошенник как в воду канул. Во время обыска нашли в печи лаз, который вел в подземную галерею, которая вела в сторону реки Харьков. Этим лазом и воспользовался преступник.

Будущий музей нужно привести в порядок


В июле 2015 года стараниями «Детей подземелья» галерея получила статус памятника археологии местного значения, -- в Восточной Украине это первый подземный объект, которому присвоили такое «звание». Исследователям удалось доказать, что этот объект интересен и имеет значение как культурное наследие.

– Мы хотели бы открыть здесь музей (подобный пример в Украине я знаю только во Львове), – говорит Игорь Денисенко. – Часть экспонатов можно разместить на небольших стеллажах, а в тех местах, где произошло обрушение сводов, можно будет сделать небольшие инсталляции исторического быта подземного Харькова. Так, например, в экспозиции могут находиться найденные в подземелье немецкая рация и каски времен Второй мировой войны, печная задвижка времен конца ХIХ – начала ХХ века, элементы дореволюционной ковки как минимум вековой давности, много дверных засовов, россыпь белых фарфоровых изоляторов, которые говорят о том, что здесь на стыке ХIХ–ХХ веков было сделано освещение. Кроме того, в экспозиции может быть винная, водочная, аптечная и даже парфюмерная стеклянная тара, которую мы нашли в подземельях в большом количестве.

К слову, наши предки были-таки пьющими: бутылок в старинных подземельях исследователи нашли немало, и даже на территории хозяйственного двора Свято-Покровского монастыря на глубине четырех метров была найдена цистерна с массой водочных шкаликов. Возможно, говорит Игорь Денисенко, «употреблял» кто-то из рабочих хоздвора и бросал в цистерну, чтобы не догадались батюшки.

О сроках открытия подземного музея энтузиасты пока не говорят: «Дети подземелья» – общественная организация, раскопки – это хобби, поэтому активисты работают здесь в свободное время: копают, вывозят самосвалами строительный грунт. Для расчистки 85 метров галереи им понадобилось 10 лет, и Игорь Денисенко предполагает, что для окончательного освобождения части галереи от мусора и завалов нужны как минимум еще год работы на общественных началах.

После предстоит геодезическая строительная экспертиза, которая зафиксирует все параметры галерей, определит надежность сводов, необходимость строительных работ, безопасность подземных троп для туристов. Если музей удастся открыть, здесь будет как минимум два входа и один аварийный вход-выход – таковы требования техники безопасности к подземным объектам, в которых предполагаются визиты посетителей.