В Харьковском историческом музее открылась этнографическая выставка «Чудо рукотворное», посвященная одному из древнейших ремесел Слобожанщины – соломоплетению.

– На территории нашего края плетение из соломы было достаточно развито уже в середине ХVII столетия: в те времена жители Слобожанщины плели в основном летние головные уборы – брыли, которые носили в основном мужчины и дети, – рассказывает куратор выставки заведующая отделом этнографии Харьковского исторического музея Елена Пантелей. – Кроме того, для крестьянского быта нашего края XVII-XIX была типична  соломенная хозяйственная утварь. На нашей выставке представлена, например, плетеная миска из соломы, которая датируется концом ХIХ столетия. Такие миски плели из жгутов соломы, которые туго скрепляли между собой, поэтому эти изделия из соломы были настолько крепкими, что они даже не пропускали воду. По такой же технологии плели корзины, которые в основном использовали во время сева или для хранения зерна или муки. Благодаря соломе корзины были не только прочными: солома – материал дышащий, а это важно для поступления воздуха при хранении.

В экспозиции выставки есть и традиционные обрядовые атрибуты и украшения, характерные для нашего края в XVII-XIX веках. Соломенные украшения были в крестьянских хатах популярными декором.

– Наши предки делали из соломы так называемых паучков, – говорит Елена Михайловна. – Это украшения делали в основном на зимние праздники и вешали в хате на видном месте: прикрепляли на сволок (главную балку в хате) или на покути. Паучок был сложной конструкции, от дуновения воздуха он немного шевелился, и было ощущение живого существа в доме. Паучок символизировал все поколения рода, жившего в хате. Считалось, что такой паучок будет приносить дому счастье, благополучие, будет оберегать людей от проблем и несчастий.  Кроме того, на Пасху хаты украшали, например, соломенными гирляндами писанок.

На выставке представлены и дидухи – снопики их первых собранных по время жатвы колосков, которые связывали в пучок, украшали травами, лентами, а накануне Рождества – 6 января – заносили в хату, ставили на покути. Дидух украшал хату все зимние праздники, а потом выносили из дома и  сжигали: считалось, что соблюдение традиций с дидухом обеспечат хороший урожай.

К сожалению, солома – материал хрупкий, и этот миска стала единственным в музее слобожанским соломенным экспонатом, который сохранился до наших дней. Остальные высокохудожественные предметы на выставке сделаны мастерами региона, интересными композициями влюбленных в творчество любителей народного искусства Змиевского района, детьми из кружка народного творчества Харьковского городского центра детского и юношеского творчества.

Заслуженная мастерица народного творчества Украины, член Национального союза мастеров народного искусства Украины Галина Воловик предоставила для экспозиции соломенные панно, шкатулки, тарелки, фигурки лошадей, оленей, кукол. Галина Воловик  занимается плетением из соломы уже четверть века и учит этому ремеслу детишек в кружке «Колосок» в Изюмском центре детского и юношеского творчества. 

– Солома – очень благодатный материал, из которого можно сделать красивейшие вещи очень большого диапазона: и цветочек, и лошадку, и шкатулку, и куколку, – делится Галина Воловик. – Кроме того, солома имеет очень теплые оттенки, которые создают хорошее настроение. Говорят, что при работе с соломой нормализуется давление. Для плетения лучше всего подходит ржаная солома, которая хороша длинными междоузлиями на стеблях. В Изюмском районе рожь не сеют, поэтому в последние годы у сама сею жито на небольшом огороде в центре детского и юношеского творчества. Я собираю рожь, высушиваю на солнышке, переворачиваю чуть ли не каждый день, чтобы зелень выгорала и соломка была беленькой.

Для экспозиции мастерица предоставила аппликации, поэтому солома К слову, для еще большей белизны мастерица отбеливает перекисью водорода, а если требуется, подкрашивает анилиновыми красителями или экспериментирует с другими красками, испытывая их на светостойкость.

«Чудо рукотворное» завершится перед Новым годом.