Мифология Индии представляет собой сложное явление из-за того, что Индийский субконтинент стал родиной для самых разных народов очень непохожего происхождения с совершенно разными культурными и мифологическими истоками.

Так, например, Ведийская мифология сложилась в конце II тысячелетия до нашей эры в северо-западной части Индии, населенной арийскими племенами, пришедшими со стороны Ирана. Из-за родства с Ираном мифология и язык северной части Индии был схож с иранскими. Ведийские мифология и язык служат отличным источником для понимания древности всех индоевропейцев. Видна глубокая связь таких слов, как «веда», с русским глаголом «ведать» и происходящими от него словами «ведьма», «ведение» и т. д.
Ведийский пантеон насчитывал 33 божества, часть которых жила на Земле, часть на Небе, а часть была универсальной.

Земными богами были Притхиви, Агни, Брихаспати, Сома, Сарасвати. К «смешанным» богам принадлежали Индра, Трита Аптья, Апам Напат, Матаришван. Небесными богами были Дьяус, Варуна, Митра, Вишну, Ушас и Ашвины.
Эти боги играли в жизни древнего жителя Индии важную роль. Жизненные и религиозные устои поддерживали Варуна и Митра, Индра и его помощники маруты ведали войной, Ашвины отвечали за плодородие и урожай. В дальнейшем среди главных богов выделились Брахма, Вишну и Шива.

Древнеиндийские боги делились на две группы: дэвы и асуры, которые воевали между собой. Сохранилась легенда, что во время битвы этих богов капли их крови падали на землю, застывали и превращались в драгоценные камни.

Один из главных мифов ведийской мифологии рассказывал о том, как воинственный бог Индра сражался со своим чудовищным противником –  демоном Вритрой, олицетворявшим хаос и непокорные силы природы. Вритра запирал мировые воды и угонял у людей скот, а Индра освобождал их.

Одним из крупнейших источников по мифологии Индии является величественный эпос «Махабхарата». Махабхарата состоит из множества легенд и преданий, составной частью в нее входит «Рамаяна».

В «Рамаяне» рассказывается, как царь демонов Равана захватил власть над миром и заставил богов прислуживать себе. Чтобы избавиться от его тирании, бог Вишну решил родиться на земле в облике смертного, которого звали Рама. Рождение бога в облике смертного в индийской мифологии называется аватаром, то есть воплощением.
Борьба Рамы и Раваны началась после того, как Равана похитил красавицу Ситу –  жену Рамы. Вместе со своим верным другом Лакшманой Рама отправился выручать свою жену, и при помощи царя ястребов Джатаю и царя человекоподобных обезьян Сугривы победил его и вернул свою жену.

Мифология скифов


Скифы жили в I тысячелетии до н.э. в степях к северу от Черного моря. Это был народ, говоривший на индоиранском языке, как и древние обитатели Приднепровья, в котором зарождалось восточное славянство.

Известно лишь несколько мифов и легенд, рассказанные Геродотом и некоторыми другими античными авторами.

Скифы поклонялись семи богам, как и многие другие иранские народы. Верховной богиней у них почиталась Табити. Кроме него, в пантеон входили Папай, Апи, Ойтосир (Гойтосир), Аргимаспа, и еще два божества, имена которых не сохранились. Табити была богиней огня и домашнего очага.

Геродот упоминал, что самое развитое скифское племя – «царские скифы» – поклонялись Посейдону, или Тагимасаду, как они его называли.

Геродот пересказал скифский миф, согласно котором Зевс женился на дочери реки Днепр. От этого брака родился первый человек – Таргитай. У него было три сына – Липоксай, Арпоксай и Колаксай, которые дали начало трем ветвям скифского народа.

При сыновьях Таргитая с неба упали золотые плуг с ярмом, секира и чаша, забрать которые удалось только Колаксаю. Он и стал правителем древней Скифии.

Геродот рассказал еще одну легенду о скифах. В древнюю пору скифы ушли воевать в Мидию, и их не было дома много лет (сведения о походах скифов в Азию подтверждаются историками). Но когда они вернулись домой, обнаружили перед собой целое войско, которое не хотело пускать их. Оказалось, что за время их отсутствия их жены вышли замуж за их бывших рабов.

Дети от этих браков решили не допустить возвращения бывших хозяев. Они вырыли широкий ров, вооружились и вступили со скифами в сражение.

Много дней продолжалось сражение. Наконец, один из скифов сказал, что нелепо вести дальше это сражение с рабами – ведь так и скифы гибнут, и их собственность (рабы) уменьшается. «Пока мы выходим на битву с оружием, они считаю себя равными нам, но стоит нам взять в руки кнуты, и они сразу вспомнят о своем рабском происхождении».
На следующий день скифы выступили в бой, вооруженные одними кнутами. Едва их противники услышали звук от ударов кнутов, как сразу вспомнили о своем происхождении, пришли в панику и разбежались.

Скифы оставили после себя богатейшее культурное наследие. В погребальных курганах часто находят изделия из золота с изображением людей и животных. Стиль этих находок уникален – его именуют «звериным стилем».
По материалам «Мифология»