Общегородские общественные слушания о переименовании улиц, площадей и районов Харькова сорваны. Что дальше?

Слушания сорвали «титушки»?


Две попытки (11 и 12 ноября) провести общегородские общественные слушания в Харькове потерпели фиаско.

По словам члена рабочей группы по исполнению Закона о декоммунизации при Харьковском городском совете Ольги Багалей, которая присутствовала на на обоих мероприятиях, в среду (10 ноября) слушания были сорваны из-за негибкости руководителя слушаний.

– Камнем преткновения стал вопрос количества членов счетной группы. Его вполне можно было решить, поскольку будет там 49 или 52 человека – решающей роли не играло. Но городской власти нужно было показать кто здесь главный – не общественность, не общественная топонимическая группа, а именно «мы все решаем». И это привело к тому, что радикальные молодые люди – сторонники правых партий – вышли и заблокировали президиум, – рассказывает Ольга Багалей. –  Они имели строжайшее указание – никаких драк, никакакого применения силы. И все это действительно так и выглядело –  они просто вышли к президиуму и стояли два часа. В конце концов президиум собрался и ушел. По рядам поступила команда от старших – «уходим». И присутствующие – а это директора школ, учителя, работники коммунальных служб города – быстренько ушли. В зале осталось чуть меньше 150 человек, которые решили слушания продолжать и провели их.  Причем предложения в качестве альтернативы были абсолютно корректны. Например, назвать пр. Ленина либо проспектом Науки либо Научным, но нигде, ни в одном предложении не фигурирует Бандера –  все это выдумка заинтересованных людей.

 

В темноте и со скандалом: харьковская общественность решила, как переименовать районы города (фото, видео)


В четверг же, 12 ноября, по словам Ольги Багалей, слушания срывали уже так называемые «титушки», которые действовали по четко прописанному сценарию.

– Покидая зал, господин Терехов по неосторожности забыл на столе  текст этого сценария, где было расписано когда вставать, когда уходить, когда бежать и т. д., – говорит Ольга Багалей. – В зале осталось примерно 430 человек, но к сожалению они не выдержали законодательную форму: не соблюли процедуру проведения такого мероприятия. На руках у нас имелся порядок дня, который утвердила рабочая группа горсовета, которого нужно было придерживаться. Теперь же для любого суда это будет зацепка.  Как я понимаю, в ближайшее время сессия городского совета утвердит все же свой вариант новых названий в Харькове, согласно которому трем районам города – Октябрьскому, Фрунзенскому и Дзержинскому оставят прежние имена. 

Обжаловать это решение горсовета, по словам Ольги Багалей,  можно будет только в высшем административном суде. И все же хоть и «слабенький», но вариант воплотить в жизнь предложения общественности, а не городского совета, есть.

– Порядок выполнения закона о декоммунизации такой: с 21 мая по 21 ноября – этот вопрос рассматривает сессия депутатов местного совета, с 21 ноября в течение трех месяцев – это решает лично городской голова, а затем решение вопроса переходит в ведение областной администрации. И там возможно нам будет немного легче, – говорит Ольга Багалей. – Должны собраться общественные организации (их в Харькове довольно много), объединиться и найти способ договариваться между собой. И после этого нужно начинать писать жалобы губернатору, в Верховную раду, в институт Национальной памяти Украины.

Общественных слушаний больше не будет?


У мэрии – своя версия срыва общественных слушаний и  свой сценарий дальнейшего развития событий.

В назначенных на 11 ноября общественных слушаниях объявлен перерыв в связи с противоправными действиями представителей Харьковской городской организации «Объединение «Самопомощь» и некоторых общественных организаций.

Слушания же 12 ноября, по словам Игоря Терехова, были сорваны в более жесткой форме:  в зале находились люди с оружием, что подвергло угрозе жизни и здоровье собравшихся там горожан. 

– Мне сказали, что там (в зале – ред.) находились люди, имеющие при себе оружие. При этом порядок в зале охраняли люди, которые несли службу в зоне проведения АТО, но произошло стремительное развитие событий, – прокомментировал инцидент первый заместитель Харьковского городского головы Игорь Терехов. – Если вчера (11 ноября – ред.)  кто-то обвинял нашу команду в том, что мы не соблюдали регламент, то сегодня это было никому не нужно, и была задача просто сорвать слушания. Мы хотели сделать этот процесс открытым и демократическим, но людям был нужен скандал.

Общественные слушания по переименованию улиц Харькова: что одобрили


Общегородские слушания по переименованию топонимических объектов города Харькова во исполнение закона о декоммунизации больше проводиться не будут, заявил он. Решение о переименовании объектов топонимики во исполнение закона о декоммунизации будут приняты депутатами на сессии Харьковского городского совета, которая состоится 20 ноября.

Тем более, что согласно разъяснениям юридического департамента горсовета,  общественные слушания в обязательном порядке проводятся только в случае переименования населенных пунктов, районов и областей с целью дальнейшего направления предложений в Верховную Раду Украины.

– Общественные слушания носят исключительно рекомендательный характер, а окончательное решение о переименовании объектов топонимики города принимают депутаты Харьковского городского совета, – объясняют в юрдепартаменте.

Такой шанс упустить нельзя


Между тем, историк, координатор Харьковской топонимической комиссии Мария Тахтаулова, утверждает, что Закон о декоммунизации – это закон о запрете коммунистической символики и т. д. Но вопросы топонимики и вопросы географических названий регламентирует не он, а два совершенно других закона – Закон о географических названиях и Закон о присвоении объектам права собственности- юридическим лицам имен физических лиц, памятных дат и т. д,. где  четко указано в ст. 11, что переименование происходят только после (!) проведения общественных слушаний. 

– То есть итогами общественных слушаний можно пренебречь при принятии решения, но факт их проведения, согласно этому закону, необходим, – говорит она. –  То есть пока я затрудняюсь сказать, признают ли эти слушания как состоявшимися или нет –  протокола нет, решения нет. Есть протокол заседания общественности, но насколько его примут во внимание? Скорее всего не возьмут, поскольку процедурно там есть к чуму придраться.

Тот же вариант переименований, который предлагает городская власть, по мнению Марии Тахтауловой, недопустим. В частности это касается того, что имена Фрунзенского, Октябрьского и Дзержинского районов остаются без изменений. 

– Причем повестка дня, размещенная на сайте горсовета вообще не содержала информации о том, как будут изменяться названия районов. То есть они выложили улицы, а районы мы получили уже на руки, когда вошли на общественные слушания. Конечно, это было большое удивление, – говорит Мария Тахтаулова. – Нашли двух человек с фамилией Фрунзе и Дзержинский, которые были связаны с Харьковом, и произошла подмена понятий.  Но  Фрунзе и Дзержинский – это не просто фамилии, а  символы, которые несут определенную идеологическую нагрузку. Поэтому с точки зрения закона и согласно разъяснениям Института национальной памяти Украины, такой вариант не может быть приемлем. И даже если  депутаты на сессии горсовета примут такое решение – оно все равно подлежит изменению, поскольку дальнейшие инстанции все равно реализуют то, что положено согласно закону.

Помимо прочего, вызывает непонимание и предложение переименовать проспекту 50-летия ВЛКСМ в проспект академика Ландау.

– Я с глубоким уважением отношусь к академику Ландау, но его имя уже носят улица и переулок на присоединенных в 2013 году к Харькову территориях, – говорит Мария Тахтаулова. – Тогда как в Законе о географических названиях четко сказано,  что недопустимо дублирование одинаковых названий в границах одного населенного пункта.

Общественные слушания в Харькове: наконец-то увековечат имя Людмилы Гурченко

 
При этом историк отметила, что во всех вот этих скандалах, которые возникли на общественных слушаниях,  мы забываем о том, что это не на день и ни на два –  в этом городе жить нам, нашим детям, нашим внукам.

И упустить шанс сделать наше топонимическое пространство комфортным, удобным, и туристически привлекательным – совершенно недопустимо, – отметила Мария Тахтаулова.

Старые новые имена
Рабочая группа по исполнению Закона о декоммунизации при Харьковском горсовете предлагает Фрунзенский район предлагается переименовать в опять же в Фрунзенский район, в честь жителя Харькова Тимура Фрунзе, героя Советского Союза, который погиб во время Второй мировой войны. Октябрьский район предлагается переименовать в Октябрьский, в честь Дня освобождения Украины от фашистских захватчиков, который отмечается в октябре ежегодно. Дзержинский район -- в Дзержинский район, в честь харьковчанина, который носил такую же фамилию, как и основатель ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем) при НКВД Феликс Дзержинский.

Ленинский район предлагается переименовать в Железнодорожный, Орджоникидзевский -- в Индустриальный.