Ученые не нашли в Харькове ни одного места, где было бы грамотно организовано движение как для пешеходов, так и для водителей.

О том, почему из год в год на дорогах гибнут люди и можно ли это изменить, говорили за круглым столом представители различных структур, чья деятельность непосредственно связана с транспортом, организацией дорожного движения и обеспечением безопасности на дорогах области. Правда, в диалоге не пожелали участвовать местные власти – собственно, те, кто как раз и мог бы реализовать предложения правоохранителей, ученых и общественников.

Что думают проектировщики


По мнению ученых, одна из главных проблем высокой аварийности на дорогах  – устаревшая организация движения.

– В настоящее время этим никто не занимается. Разметка сделана по старым нормам. Я не могу найти в Харькове ни одного места, где было бы грамотно организовано движение с позиции пешехода,  позиции безопасности,с позиции пропускной способности, – заявил профессор кафедры городского строительства КНУСА Евгений Рейцен.

Более того, метод «тяп-ляп» провоцирует не только ДТП. По словам Евгения Рейцена, размещение стоянок и парковок в непосредственной близости от вытяжных каналов (на площади Конституции, около стадиона «Металлист», на Московском проспекте) способствуют тому, что выхлопные газы попадают в тоннели метрополитена, пассажиры которого дышат этими «ароматами».

– Любое мое предложение улучшить организацию безопасности движения в Харькове  встречают в штыки, – сетует профессор. – Вот и получается: сотрудники ГАИ и транспортники не знают планировки, планировщики не знают организации движения, а Департамент градостроительства просто не заинтересован в том, чтобы что-то улучшать.

Доцент кафедры транспортных систем и логистики ХНАГХ профессор Алексей Лобашов дополняет этот перечень.

– Большую опасность также представляют рекламные носители вдоль автодорог. Реклама отвлекает водителей и пешеходов, – убежден ученый. – А парковки? Из-за их неправильного размещения пешеходы вынуждены нарушать правила дорожного движения, подвергая  жизни опасности. Между тем 35-45 % ДТП – наезды на пешеходов.

Хотя, конечно, пешеходы нередко сами грешат пренебрежением к ПДД. Ученый считает, что виной тому – сложившаяся практика, что наказание за правонарушение в любом случае понесет водитель.

– На сегодняшний день не зафиксировано ни одного протокола за правонарушение, составленного на пешехода. 

Волонтеры оказались эффективнее врачей


Даже медики, которые становятся невольными «учетчиками» аварийности на дорогах, видят, что недоработок в городе – масса.

– Помимо нормально оборудованных перекрестков со светофорами и секундомерами, цветной разметки, которая начала появляться в городе, необходимо устанавливать барьерные ограждения, которые бы снизили риск пересечения дорожного полотна в неустановленных и опасных местах, – считает главный внештатный детский травматолог-ортопед Департамента здравоохранения ХОГА и автомобилист с многолетним стажем Игорь Белоконов. – Хорошо бы еще применить устройства, которые запрещают движение автомобиля с непристегнутыми пассажирами и водителем.

Кроме того, отмечают медики, что на сегодняшний день отсутствуют стандарты оказания медпомощи, как и стандарты оснащения травматологических отделений. Нет и должного реанимационного оборудования в больницах города.

– Главная проблема –  оказание медпомощи на месте происшествия, – подчеркивает профессор Института патологии позвоночника и суставов  им. Ситенко Владимир Танькут. – Важен именно первый час после получения травмы. Вследствие несвоевременного оказания помощи погибает до 70 % человек. Но плохое оснащение машин скорой помощи и ряд других причин осложняют работу медиков. Практика показала, что волонтеры и парамедики оказывают более эффективную помощь в спасении человека, чем медики с профильным образованием.

Улицы без названий создают проблемы


По данным и.о. замначальника отдела мониторинга и юридического обеспечения  ГУ Национальной полиции в Харьковской области Сергея Марющенко, чаще всего к авариям приводят: превышение скоростного режима; разговоры по мобильному телефону водителей и пешеходов; рекламные носители, заслоняющие дорожные знаки; отсутствие полноценной разметки; проблемы с канализационными сетями; улицы без названий; однобокие светофоры; дорожные работы и др. При этом полицейский признает, что пешеходы создают угрозу на дорогах не меньше водителей. 

– Если мы начнем уважать друг друга на дорогах, изменения не заставят себя долго ждать, – подчеркивает Сергей Марющенко.

В. и. о. старшего инспектора по особым поручениям отдела управления превентивной деятельности ГУ НП Украины в Харьковской области Олег Никоненко считает, что в первую очередь необходимо проводить профилактическую работу среди детей и молодежи.

– За последние десять месяцев погибли 180 человек, из них шестеро -- детей. Крайне необходимо, чтобы население использовало фликеры (светоотражающие наклейки), позволяющие водителю увидеть пешехода за 100–150 метров и принять соответствующие меры, – отметил сотрудник полиции.

За водителя будет решать машина


А президент общественной организации «Товариство учасників руху» Александр Ситенко для повышения безопасности на дорогах предлагает использовать современные технологии.

– Большинство аварий на дорогах происходит из-за ограниченных возможностей человека. Большой поток машин вызывает множество рисков, так что человек не в состоянии адекватно реагировать на опасную ситуацию. Оттого так часто за рулем случаются инфаркты и инсульты, – говорит общественник.

Решение проблемы ученый видит в следовании формулы: безопасный водитель + безопасная (умная) дорога + безопасный автомобиль.

– Безопасный водитель – означает постоянный медицинский контроль за психическим и физиологическим состоянием здоровья водителя при помощи специальных датчиков, – поясняет Александр Ситенко. – Датчики встроены в автомобиль, и машина сама  «подсказывает»: стоит садиться за руль или нет.

Безопасный автомобиль – это использование устройств в автомобиле, способных распознать опасность извне и подсказать водителю правильное решение. «Умная» дорога – это выявление и устранение всех скрытых рисков на дороге.

Высокая смертность на дорогах когда-то вынудила создать во Франции Национальный совет по безопасности дорожного движения. Результаты работы совета вскоре стали очевидны – аварийность снизилась. Участники круглого стола сошлись во мнении, что крайне необходимо создать общественный совет по вопросам повышения безопасности дорожного движения. Но для этого необходимо, чтобы органы власти услышали общественников.