Полицейский онлайн-сервис police.kh.ua работает в Харькове почти месяц.

Больше всего жизнью города интересуются в Киевском, Дзержинском и Московском районах. Наименее активно реагируют на события в городе проживающие в Коминтерновском, Фрунзенском и Орджоникидзевском районах.

Население видит реакцию


Автор идеи создания онлайн-сервиса — начальник управления информационного обеспечения ГУ НП в Харьковской области полковник полиции Дмитрий Узлов сразу уточняет: статистика может и ошибаться. Основная часть сообщений поступает из районов, где множество офисов с неограниченным доступом во Всемирную сеть. И тем не менее полковник убежден: криминогенная ситуация однозначно меняется в лучшую сторону там, где граждане проявляют активную гражданскую позицию независимо от доступа к интернету.

— Мы реагируем на все сообщения. Например, соседи за стенкой устроили семейные разборки. Один клик на сайте, и через пять минут патрульная машина уже под подъездом, — отмечает Дмитрий Узлов. — Население видит моментальную реакцию с нашей стороны и начинает больше доверять полиции.

Аналитик поясняет: быстро реагировать получается благодаря большому количеству патрульных автомобилей на улицах города. Если на сайт поступает информация о каком-либо правонарушении, она передается ближайшему к месту происшествия патрульному экипажу.

Хотя, конечно, патрульных машин недостаточно, чтобы молниеносно реагировать на все происшествия.

Инструмент для контроля над властью


Сервис работает на трех языках: русском, украинском, английском. Это себя оправдало: среди посетителей сайта аналитики видят довольно много иностранных граждан: из Канады, США, Австралии и даже из Африки.

Сотрудник управления информационного обеспечения ГУ НП в Харьковской области старший лейтенант Станислав Доскаленко отмечает — комментарии на сайте оставляют даже американские политологи.

— Если бы такая система работала во всех сферах жизнедеятельности граждан, люди имели бы реальный контроль над органами власти. Это была бы самая настоящая демократия, —  цитирует американского эксперта Станислав.

— Это инструментарий для горожан, чтобы видеть и влиять на криминогенную ситуацию в городе, — поясняет Дмитрий Узлов. — При отправке сообщения есть кнопка «Поделиться» — тогда запрос или сообщение поступает в соцсети, что делает ресурс еще более открытым и доступным. Пожаловались, например, как-то на незаконную продажу сигарет. Патрульная служба отреагировала — лоток убрали. Горожане увидели результат своей активности, поделились с другими. Соответственно, доверие и к сервису, и к новой полиции возросло.

По его словам, ежедневно на сайт поступает порядка 40–50 сообщений. В будни — больше жалуются на неправильную парковку и нарушения ПДД, в выходные — на шумных соседей.

— Судя по обращениям на сайт, больше всего людей беспокоит неправильная парковка, нарушение правил дорожного движения и точки незаконной продажи бензина, табачных изделий, игровые автоматы в спальных районах, — говорят в полиции.

Также среди наиболее упоминаемых причин обращения на сайт police.kh.ua — нарушение общественного порядка, подозрительные личности на улицах.

Служба 102 — для экстренных вызовов


И все-таки сервис police.kh.ua нельзя рассматривать как основной источник реагирования на правонарушения. Для сообщения о серьезных правонарушениях граждане все-таки больше используют службу 102. Во-первых, потому что еще мало кто знает о существовании интернет-ресурса, во-вторых, для отправки сообщения нужен доступ в Сеть. В онлайн-режиме предпочитают сообщать о мелких нарушениях. Хотя эксперты привели пример, когда жители сообщили по интернету о том, что обнаружили труп. «Труп» впоследствии ожил — им оказался нетрезвый человек, лежавший на земле без сознания.

— А однажды на сайт написала девочка, которая стала свидетелем происшествия. На ее глазах сбили собаку, но она психологически не была готова к общению со службой 102. Патрульная служба отреагировала: ее успокоили, собаку отвезли в ветклинику. Девочка подумала, что ей могут не поверить, и решила использовать интернет. Поэтому сравнивать эти два источника реагирования нельзя. Служба 102 — это экстренное первичное реагирование, police.kh.ua — дополнительное, вторичное, — подчеркивает Дмитрий Узлов.

Сервис может работать во всех городах Украины


Возможности онлайн-ресурса нужно расширять, уверены в полиции. Но для этого нужны средства. На сегодняшний день все работы по разработке и усовершенствованию сайта, обработке и защите данных ведутся за счет волонтеров и спонсоров-бизнесменов. Пошли навстречу и мобильные операторы — предоставили лояльные тарифы, чтобы контактный центр мог осуществлять рассылки и обеспечивать обратную связь с заявителями. Сейчас ведется работа по дальнейшему взаимодействию сервиса с социальными сетями.

— Вполне реально охватить все регионы Украины, — уверен Дмитрий Узлов. — Главное, чтобы было желание муниципальных и региональных властей. Во Львове, например, похожим проектом заинтересовался мэр Андрей Садовой и добился грантов из Швеции на поставку оборудования, программного обеспечения. Наши органы власти пока не заинтересованы в расширении возможностей сервиса. Между тем если бы представители органов власти почаще заходили на наш ресурс, они бы понимали, что интересует харьковчан в первую очередь. Можно было бы задействовать социальную рекламу.

А пока органы власти в раздумьях, разработчики ждут реакции от горожан — в виде отзывов, предложений, новостей. Это будет очередным стартом для усовершенствования онлайн-ресурса.

Интересуйтесь соседями!
На сайте отдельным разделом выделена база людей, находящихся в розыске. Однако пока никто из горожан не опознал кого-либо из них.

— Слишком мало времени прошло с момента начала работы сайта, — предполагает Дмитрий Узлов. — И тем не менее эта информация со временем может оказаться полезной. Учитывая сложившуюся ситуацию в стране и последние события во Франции, хочется призвать сограждан: «Будьте бдительными! Интересуйтесь теми, кто живет рядом с вами!» Ведь зачастую именно так и обнаруживают преступников.