Внуку десять лет. С одной стороны, хочется его побольше хвалить, чтобы он рос уверенным в своих силах. С другой — страшно захвалить, вдруг зазнается. В чем польза и вред от похвал? Не возомнит ли ребенок себя гением и не столкнется ли с тем, что жизнь будет постоянно разубеждать его в этом? Анна Сергеевна

Ребенка нужно хвалить только за дело


— Стоит ли ребенку говорить, что он самый красивый, умный, талантливый? В разумных пределах — да. Но хвалить нужно только тогда, когда он действует, а не просто ожидает ласкающих слух фраз, — считает харьковский психолог Лилия Райченко. — Если, например, ребенок делает аппликацию и у него не получается вырезать ее аккуратно — клей размазался, не рассчитал размеров, — именно в этом случае нужно говорить: «У тебя получится, ты все правильно делаешь, молодец. Вот только здесь мы немножко подрежем, а клей осторожненько вытрем, а сюда добавим цветочек. Смотри, как красиво получилось! И это все ты, своими ручками! Пойдем папе покажем». Если все происходит именно так, ребенок будет благодарен родительской мудрости. Хотя у этого процесса может быть продолжение, если он увидит свою расхваленную аппликацию, рисунок или поделку в мусорном ведре или другом неподобающем месте. Он тут же поймет, что похвалы в его адрес были ложью и лицемерием, что над ним издевались или его презирают. Неуважение к чужому труду — это всегда подчеркнутое неуважение к тому, кто этот труд совершает, а дети чувствуют лицемерие и ложь намного сильнее, чем взрослые.

Грубая лесть вызывает зависимость


— Есть и другая сторона похвалы — за любую мелочь раздавать комплименты, захваливать до абсурда, — предупреждает специалист. — Таким способом ничего, кроме тщеславия, гордыни и спеси заложить в ребенка невозможно. Более того, он будет нуждаться в грубой лести от окружающих, как наркоман в дозе, его обидчивость будет доходить до безумия и весь мир потеряет для него краски. Он будет видеть окружающую действительность только черно-белой, а людей делить на тех, кто его хвалит (значит, они хорошие) и тех, кто его не хвалит. В его чувствах будут доминировать ненависть и злоба к тем, кто его не превозносит, а также тщеславие и чванство к тем, кто милосердно пытается не уязвить его болезненное самолюбие.

Возомнить себя звездой с подачи родителей


Гениальность всегда подразумевает 90 % кропотливого труда, а все остальное доделывает талант, считает Лилия Райченко. Если ребенок вкладывает в свои действия много труда, знает, какой ценой достается успех — о его самооценке не стоит переживать. Звездная болезнь детей напрямую зависит от «звездной неадекватности» родителей. Возомнить себя гением ребенок может только тогда, когда его незаслуженно нахваливают взрослые. Если «звезда во лбу» зажигается в более позднем возрасте — это признак низкой самооценки «звезды», а не завышенной, как считают некоторые.

— Завышенная самооценка появляется у тех детей (а потом и взрослых), которые без труда получают «титулы» и «звания» за счет кошелька родителей, растут в среде, где выполняется любой их каприз, и думают, что другие люди рождены для того, чтобы ублажать их прихоти. Развенчание подобных «гениев» и «звезд» неизбежно, как неизбежны перекосы в их психике: от эйфории до жесточайшей депрессии, — говорит Лилия Райченко. — К тому же не стоит забывать о страхе «гениев» и «звезд» перед тем, что каждый раз им нужно доказывать свою «гениальность», удерживать свою вершину, быть в постоянном напряжении от того, что кто-то сможет сделать так же или даже лучше. Отсюда — нервозность, частые вспышки раздражения, плаксивость. Это касается так называемых отличников в школе, которые боятся потерять свой авторитет, а заодно и любовь родителей. Ведь очень часто дети-отличники или те, кто просто хорошо учится, делают это только для того, чтобы не разочаровать мам и пап, чтобы те могли ими гордиться.