Мир

На Плутоне найдены первые вулканы

До 1995 года, когда астрономом Мишелем Майором была обнаружена первая внесолнечная планета, число найденных экзопланет достигло двух тысяч.
Несмотря на это, ученые до сих пор не пришли к единому пониманию, какие же тела Солнечной системы и других звездных систем мы можем называть планетами.

Так, недавние открытия, сделанные космическим зондом NASA New Horizons, заставили некоторых ученых засомневаться в правильности решения Международного астрономического союза, который в 2006 году разжаловал Плутон из планет в карликовые планеты. Так, лишь рассмотрев Плутон вблизи, астрономы выяснили, что он может быть больше другой карликовой планеты Эрида и даже проявляет или проявлял в недавнем прошлом вулканическую активность.

К этому моменту петицию за возвращение Плутону статуса планеты подписали более 6 тыс. человек.

По мнению многих астрономов, нынешнее определение планеты, принятое в 2006 году, является размытым и относится только к телам Солнечной системы. А раз мы не имеем точного определения для ближайших планет, в будущем астрономы столкнутся с трудностями при классификации планет у других звезд.

– Небесное тело, вращающееся вокруг Солнца, достаточно массивное, чтобы собственная гравитация придавала ей округлую форму и оставляла имеющее вблизи своей орбиты пространство свободным от других тел, — говорится в современной трактовке понятия планеты.

Однако каждый из этих критериев может быть формализован и проверен математически, что исключит неопределенность, считает профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Жан-Люк Марго.

На ежегодной встрече Американского астрономического общества он предложил способ, позволяющий отделять планеты от других тел не только в Солнечной системе.

– Чтобы выяснить природу объекта, необходимо знать лишь три параметра — массу звезды, вокруг которой она вращается, массу планеты и орбитальный период, — пояснил Марго.

В отличие от нынешнего определения, которое ссылается на умозрительную способность планет «вычищать свою орбиту», тест Марго дает характерное время, за которое та или иная планета притянет к себе все малые тела, вращающиеся на ее орбите.

Лента новостей