Гость редакции ВХ — начальник Управления патрульной полиции Харькова, лейтенант полиции Ольга Юськевич.

«Мы чувствуем доверие и поддержку населения»


— Ольга Степановна, здравствуйте. Меня зовут Светлана. Скажите, какие, на ваш взгляд, наиболее значимые достижения за два месяца работы патрульной полиции Харькова?

— На мой взгляд, достигли многого. Патрульные полицейские уже набираются опыта, более профессионально реагируют в различных ситуациях. На самое главное — ощущается доверие и поддержка населения. Об этом свидетельствует даже значительно возросшее количество вызовов. И это, несомненно, радует.

— А по каким поводам харьковчане чаще всего обращаются к патрульным?

— Если на номер 102 поступает вызов и он передается нашим полицейским — мы обязаны отреагировать. Патрульные выезжают и уже по факту разбираются, необходимо их участие или нет. Харьковчане приходят и на личный прием, иногда обращаются письменно.
Довольно много обращений касается пешеходных переходов вблизи школ. К сожалению, водители нередко забывают о том, что здесь находится учебное заведение и нужно снизить скорость, быть более внимательными. Горожане обращаются к нам с просьбой организовать дежурство около таких школ хотя бы в час пик — когда дети идут на первый урок. Дежурство патруля около учебного заведения — это своеобразная превентивная мера: водители видят наши маячки и стараются не нарушать.

— Достаточно ли, на ваш взгляд, у нас знаков дорожного движения? Возле каждой школы, помимо пешеходного перехода, есть предупреждающий знак «Осторожно! Дети!»?

— Над этим вопросом мы сейчас работаем. Кроме того, наши патрульные фиксируют места по городу, где знаки противоречат друг другу — такое, к сожалению, тоже встречается. У нас даже предусмотрен специальный отдел, который занимается именно этим. Ведь правильное расположение дорожных знаков — целая наука.

— Поступают ли обращения через интернет?

— Есть и жалобы, и просьбы, и пожелания, и благодарности. Наши сотрудники стараются отслеживать эту информацию каждый день.

Патрульные сражаются с незаконными парковками


— Добрый день. Меня зовут Виктория. Ольга Степановна, что делается для борьбы с парковкой автотранспорта на газонах, тротуарах, на переходах и в других неположенных местах?

— Вопрос этот действительно наболевший. У нас запланированы мероприятия по устранению незаконных парковок на наиболее проблемных участках улиц города. С вступлением в силу Закона «О национальной полиции» с 7 ноября 2015 года мы уже официально можем убирать неправильно припаркованные транспортные средства, которые мешают дорожному движению (например на пешеходном переходе или на остановке общественного транспорта), эвакуаторами и отправлять на штрафплощадку.

— А приходилось уже прибегать к помощи эвакуатора?

— Конечно, и достаточно много. Но зачастую мы обходимся устным предупреждением водителей — если человек адекватно реагирует на замечание и убирает свой автомобиль с неположенного места.

— Здравствуйте, Ольга Степановна. Максим Владимирович беспокоит. В связи с угрозой терактов в Харькове усилены меры безопасности. Как изменилась работа патрульной полиции?

— Помимо автопатрулей, мы еще точечно расставляем пеших патрульных. В случае необходимости — например при проведении массовых мероприятий — количество патрулей увеличивается.

— Я вижу, что патрульные машины постоянно в движении. Интересно, сколько бензина вы расходуете? Нет ли угрозы, что топлива может не хватить?

— Наши патрульные автомобили расходуют порядка 4,5–5 литров бензина на 100 км. Проблем с обеспечением топлива нет, и дефицита не предвидится.

«В отделе кадров дверь не закрывается»


— Добрый день. Меня зовут Евгений. Ольга Степановна, сколько сотрудников числится в харьковской патрульной полиции?

— 1115 человек с учетом второго выпуска (324 человека) 28 ноября.

— Кто сошел с дистанции?

— К сожалению, не все выдерживают насыщенный график работы: день-ночь-48 часов. Иногда смены сдвигаются. Но в основном ребята у нас крепкие — справляются.

— А желающих устроиться в полицию много?

— Очень много. У нас в отделе кадров дверь не закрывается — люди приходят, интересуются. В Харькове набор в патрульную полицию уже завершен. Но открывается в других городах Украины. Я, например, харьковчанка, а обучение прошла в Киеве. Если у человека есть желание служить в полиции — ничто не мешает ему поехать в другой город и пройти там обучение.

— Добрый день. Меня зовут Константин. Ольга Степановна, получили ли ваши сотрудники полицейские удостоверения?

— Все ребята, которые выпускались 26 сентября, получили удостоверения. Что касается нового выпуска — возможно, будет небольшая заминка. Закон «О полиции» вступил в силу не так давно, и некоторые полицейские еще работают по удостоверениям милиции, поскольку документы просто технически невозможно изготовить за один-два дня. Но мы никоим образом не нарушаем закон. Согласно пункту 18 раздела 11 Закона «О Национальной полиции» до конца 2016 года полиции разрешается использовать удостоверения, печати, бланки, логотипы и эмблемы МВД Украины.

— Как вам сотрудничается с бывшей милицией, которая сегодня стала полицией?

— Я очень довольна сотрудничеством. Мы взаимодействуем, они помогают нашим патрульным, поддерживают.

— То есть вашим подчиненным не всегда хватает опыта и навыков? Два месяца обучения все же маловато?

— Патрульные полицейские хорошо усвоили материал, который им преподавался, и отлично справляются со своими обязанностями. Службу несут достойно, но совершенствоваться нужно всегда.

«Я пошла в полицию, поскольку поверила в реформу»


— Ольга Степановна, добрый день. Чем вызвана смена руководства харьковской патрульной полиции? Меня зовут Николай.

— Это решение главы Национальной полиции Украины. Обсуждать его я не уполномочена.

— А чем вы занимались до того, как решили стать полицейским?

— До этого я работала в сфере экологического права, в частности занималась разработкой экологической документации. Кроме того, я мама, какое-то время была в декрете. А в полицию пошла, потому что хотела что-то изменить. У меня всегда была твердая позиция: я хочу, чтобы граждане нашего государства жили достойно, чтобы наши права были защищены. И поверила в реформу. Пока что она оправдывает мои надежды.

— Вы тоже выходите на патрулирование или сейчас только управляете вверенным вам коллективом?

— Сейчас я выезжаю при необходимости — в основном на резонансные события, когда возникают сложные ситуации и требуются моя помощь, поддержка, совет. То есть как мама-квочка, которая очень переживает за своих полицейских. Но я всегда на связи — 24 часа в сутки мой телефон не замолкает.

— А какие это сложные ситуации?

— Например, транспортные происшествия с жертвами. Или ДТП с участием нескольких транспортных средств. Если ситуация связана с детьми. Если это убийство.

— Здравствуйте, Ольга Степановна. Меня зовут Надежда Викторовна. Недавно на Салтовке произошло страшное ДТП, когда от выскочившего на остановку автомобиля пострадали три женщины. По области был объявлен план «Перехват». Нашли уже нарушителя?

— Водитель скрылся с места аварии. Была роздана ориентировка на данное транспортное средство всем патрульным экипажам Харькова. Автомобиль на данный момент разыскивается.

Патрульные авто оборудуют терминалами


— Ольга Степановна, здравствуйте. Арсен Аваков обещал, что в патрульном автомобиле будет установлена система видеофиксации транспортных средств, которая способна распознавать номерные знаки и потом разыскивать «провинившиеся» авто. А как на практике?

— Насколько я понимаю, вы имеете в виду систему «Рубеж», которая в патрульных машинах уже установлена. Специальное оборудование считывает номерные знаки и согласно базам, к которым она подключена, дает сигнал, если автомобиль находится в розыске или под арестом. Такие автомобили либо сразу  отправляются на штрафплощадку, либо мы связываемся с исполнительной службой. Система «Рубеж» очень эффективна, благодаря ей за полтора месяца с момента ее установки были выявлены уже сотни «проблемных» машин.

— А терминалами для безналичного расчета машины патрульной полиции оснащены?

— На сегодняшний день (24 ноября. — прим. ред) еще нет, но, думаю, этот вопрос решится в течение нескольких дней. Поскольку терминалы уже есть — их осталось только установить и провести обучение патрульных.

— Статистика за десять месяцев этого года свидетельствует о том, что количество ДТП в Харькове сократилось. А какие причины ДТП отмечают ваши сотрудники?

— Во-первых — слаборазличимая разметка проезжей части. Во-вторых — коллизия с дорожными знаками (когда один противоречит другому). Но самая основная причина — это халатное отношение граждан к своей жизни, когда пешеходы, нередко с детьми, перебегают проезжую часть в неположенном месте — даже через две сплошные линии.

Лучшая награда — счастливые глаза родителей


— Ольга Степановна, добрый день. Юрий Григорьевич беспокоит. Скажите, есть ли среди ваших подчиненных особо отличившиеся?

— Я бы сказала, что все они — отличившиеся. Я всех их очень уважаю и горжусь ими. Каждый день, когда патрули выходят на службу, происходят ситуации, при которых им нужно аплодировать стоя.

Особенно хочу отметить человечность патрульных и готовность прийти на помощь. Например, обращаются к нам родители — пропал ребенок. Ребята реагируют мгновенно — обследуют участки, общаются с людьми, ищут свидетелей, берут их в патрульную машину и вместе с ними объезжают территорию. И когда находим ребенка, счастливые глаза родителей — лучшая награда.

Недавно была ситуация: муж вез жену на последнем сроке беременности в роддом, автомобиль заглох посреди дороги. Патрульные как раз проезжали мимо. Узнали, что случилось. Ждать скорую помощь не было времени — счет шел на минуты. Ребята пересадили будущую маму с супругом в свой экипаж и отвезли в больницу. Вот это неравнодушие — важно и ценно.

— Ольга Степановна, назовите три основных качества, которыми, по вашему мнению, должен обладать полицейский, и три правила, которым он всегда должен следовать.

— Прежде всего полицейский должен действовать согласно закону. Что же касается человеческих качеств — он должен быть честным, справедливым и настоящим профессионалом.


Личное дело
Ольга Степановна Юськевич родилась 26 августа 1987 года в Харькове. В 2004 году получила аттестат в Харьковской общеобразовательной школе №5.
В 2009 году окончила ХНАГХ, специальность «инженер-эколог», преподаватель высшего учебного заведения, магистр экологии.
В 2014 году окончила ХНЮА им. Ярослава Мудрого, специальность «юрист».
2009–2010 гг.— инженер по охране окружающей среды ТОВ «НПП «Институт экологических технологий».
2010–2014 гг. — ведущий инженер Северо-восточного научного центра НАН при Министерстве образования и науки Украины.
С 7.11.2015 г. — начальник Управления патрульной полиции.