11 мая в зале Харьковской областной филармонии состоялось открытие международного фестиваля «Сергей Рахманинов и украинская культура».

Фестиваль проходит уже в девятый раз. Его организаторами выступают Министерство культуры и туризма Украины, Харьковская областная государственная администрация, Национальная юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого, Благотворительный фонд в честь семьи Алчевских, Харьковская областная филармония, Национальный союз композиторов Украины, Национальный Всеукраинский музыкальный союз, Харьковская средняя специальная музыкальная школа-интернат. 

Инициатива проведения фестиваля принадлежит харьковским музыкантам. Она родилась в 1998 году, когда по решению Юнеско весь мир отмечал 125–летие со дня рождения композитора. Задачи фестиваля организаторы видят в том, чтобы показать любителям музыки те произведения, которые исполняются редко или не исполняются вообще, дать им новое прочтение, понятное и доступное современникам, а также презентовать миру украинских композиторов и исполнителей — ведь в ходе проведения фестиваля исполняется не только музыка С. Рахманинова, но и современных композиторов. Наверное, все вышеперечисленное и помогло фестивалю завоевать мировую известность. 

С 2004 года фестиваль является членом Всемирного Рахманиновского общества (президиум общества — в Лондоне, президент — Владимир Ашкенази).
 
Фестиваль — масштабная культурологическая акция, включающая концерты с участием звезд мирового уровня и молодых исполнителей, Международный конкурс вокалистов им. Ивана Алчевского, конкурс молодых исполнителей «Алчевский дебют», мастер-классы, научные симпозиумы, конференции, выставки и издание научных сборников. 

Нынешний фестиваль открылся третьим фортепианным концертом С. Рахманинова в исполнении лауреата международных конкурсов Алексея Набиулина и симфонического оркестра Харьковской областной филармонии под руководством заслуженного деятеля искусств Украины, лауреата международного конкурса Юрия Янко. Во втором отделении праздничного концерта лауреаты и члены жюри конкурса вокалистов имени Ивана Алчевского исполнили отрывки из классических опер. Так восстанавливается славная память о нашем выдающемся земляке. 

В этом году заявки на участие в этом конкурсе подали 39 вокалистов. По словам инициатора, художественного руководителя и директора фестиваля, заслуженного деятеля искусств Украины Ларисы Трубниковой, выбрать лучших — задача нелегкая, ведь многие конкурсанты имеют уникальные голоса. 

Закрытие фестиваля, пройдет во Дворце студентов Национальной юридической академии им. Ярослава Мудрого 5 июня.


В тему

Иван Алчевский родился в 1876 году в семье крупного харьковского горнозаводчика Алексея Кирилловича и известной деятельницы просвещения Христины Даниловны Алчевских. Под влиянием матери мечтал стать учителем, но банкротство и самоубийство отца изменило его планы. Чтобы прокормить мать и младшую сестру, решил стать оперным певцом. Взяв несколько уроков у брата Григория, студента Московской консерватории, Иван в сентябре 1901 года дебютировал на сцене Мариинского театра, а затем был принят в труппу. Его звонкий тенор высоко оценили слушатели. Осознавая недостаток вокальной подготовки, певец в 1902 году едет в Париж, где берет уроки у известного в то время педагога Жана де Решке. Сезон 1905-1906 гг. поет в Брюссельском театре «Ла Монте», затем в Лондонском «Ковен Гарден» и Парижском «Гранд Опера». В парижском спектакле «Самсон и Далила» пение Ивана Алексеевича слушал Сен Санс: «Я хотел бы вас слышать во всех операх… Счастливы люди, которые могут аплодировать вам», — сказал композитор после спектакля. 

В 1910 году Алчевский возвращается на родину и становится солистом Большого театра. Занят в одних спектаклях с Шаляпиным, Собиновым, Неждановой. Во всех партиях певцу сопутствует успех. 

Иногда, веселя друзей, брал ноту в тон звучания хрустального бокала, держа его пред собой — бокал разлетался на куски от резонанса. 26 апреля 1917 года в возрасте 40 лет Ивана Алексеевича не стало. 

Те, кто присутствовал на похоронах, вспоминали, что в Харькове, когда его тело опускали в могилу, над ним все время пел соловей. И пока к деревянному кресту прикрепляли крест из фиалок от семьи Фон Мек — той самой, что дружила с Чайковским, казалось, что пел не соловей, а душа умершего певца.