Спектакль «Чертова мельница» уже шесть десятилетий не сходит со сцены Харьковского государственного академического театра кукол имени В. Афанасьева.

Секрет долголетия сказки для взрослых — в современности вечной как мир истории о том, что добро побеждает зло.

Первый взрослый спектакль пришлось отстаивать


— Удивительно, но за шесть десятилетий этот спектакль совершенно не постарел, — рассказывает заведующий литературно-драматургической частью театра кукол Александр Стогний. — «Чертова мельница» — одна из первых кукольных постановок для взрослых в Харькове: именно с нее в нашем театре открылась традиция вечернего репертуара, рассчитанного на взрослую аудиторию. Шестьдесят лет назад художественный руководитель театра народный артист Украины Виктор Афанасьев сумел преодолеть чиновничьи заслоны, цензурные препоны и заскорузлый стереотип «детскости» театра кукол, доказав возможность и необходимость существования вечернего репертуара для взрослого зрителя. В декабре 1955 года после многочисленных художественных советов, на которые собирались секретари рай- и облсоветов, гор- и облисполкомов и прочие чиновники, имеющие далекое отношение к искусству, состоялась первая удачная на профессиональной сцене в Украине премьера кукольного спектакля для взрослых «Чертова мельница». Ее постановщик Виктор Афанасьев фактически открыл Харьковскому театру кукол право на полноценную эстетическую работу, которая получила поддержку у зрителей. С момента появления «Чертовой мельницы» вечерний репертуар стал быстро расширяться. Порой этот спектакль называют «Чайкой» нашего театра.
Спектакль уникален, причем не только как первая постановка для взрослых в Украине, но и как рекордсмен-долгожитель в кукольной среде. Он пережил уже три реставрации, но не сходит со сцены, пользуясь неизменным успехом у зрителя. В спектакле сменилось три поколения актеров, а в действенной партитуре все сохраняется неизменным: роли передаются из рук в руки — от «стариков» к молодежи. Артисты, порой обсуждая «Чертову мельницу», не стесняясь удивляются загадке этого спектакля: «То ли ты ведешь куклу, то ли она тебя».

Через «Чертову мельницу» проходят все поколения актеров


Заслуженный артист Украины Вячеслав Гиндин много лет играет в спектакле одного из главных персонажей.

— «Чертова мельница» — школа нашего театра, — говорит актер. — «Принцесса Турандот» в оперетте. Все актеры, приходящие в наш театр, так или иначе проходят через «Чертову мельницу». Начинают с эпизодических, потом постепенно перемещаются на ведущие роли. Я был введен в этот спектакль больше 30 лет назад, когда еще был студентом Харьковского института искусств им. И. Котляревского. Сначала играл небольшие комедийные роли — сельского черта, начальника королевской охоты, затем мне доверили одну из главных ролей — черта Люциуса. Мой персонаж — основной черт, который закручивает всю историю. Он — выпускник Адской академии, его выход на Землю — чуть ли не первое дело, которое ему доверили. Могу с гордостью сказать, что у меня абсолютно свой рисунок этого персонажа. Он для меня как фейерверк, как брызги шампанского. По складу характера он игрок — легкий, искрящийся, безумно авантюрный, ироничный, самоироничный, очень говорливый и не лишенный обаяния и шарма. Мне посчастливилось все эти годы играть с великолепными партнерами, работать с которыми одно удовольствие, — с Алексеем Рубинским, Валентиной Рычаговой, с бессменным исполнителем роли солдата Владимиром Бардуковым. Состав актеров, который сегодня играет в «Чертовой мельнице», сформировался и работает долгие годы.

Спектакль может отметить еще не один юбилей


— Я не знаю, в каких театрах, а особенно в театрах кукол, существуют еще такие активные долгожители. Во-первых, многие зрители смотрят этот спектакль с исторической точки зрения — людям любопытно, каким театр кукол был в 1950-е годы. Мы тщательно сохранили отреставрированный, восстановленный видеоряд того времени. Во-вторых, зрителю интересна вечная как мир история о том, что добро побеждает зло, причем рассказанная с юмором, иронией, — считает Вячеслав Гиндин. — Что еще очень важно — спектакль дает почву для импровизации, и сегодня в нем порой звучат совсем иные подтексты, чем 60 лет назад. Эти подтексты созвучны сегодняшнему дню, люди находят в них аллюзии нынешней жизни. Я не думаю, что если бы мы произносили канонический текст 1955 года, он был бы интересен зрителю, поэтому мы допускаем импровизации — мостики в сегодняшний день. Мне кажется, это еще одна из слагаемых успеха «Чертовой мельницы»: импровизации вызывают у зрителей бешеный восторг, и мы слышим их реакцию через ширму. К примеру, в пьесе черт одним взмахом руки накрывает солдату стол, и восхищенный солдат интересуется: «А выпивку не захватили?» У черта была реплика: «На вынос не дают». В середине прошлого века эта фраза вызывала у публики ажиотаж, но нынешнего зрителя этим не рассмешишь — реплика не всем понятна. Поэтому я позволил себе добавить пару слов: «После 18 на вынос не дают». А поскольку спектакль начинается в 18 часов, фраза дала спектаклю дополнительный нюанс — и шутка работает.

Таких мостиков в современность в спектакле немало. Например, в пьесе Вельзевул спрашивает у своих секретарей, сколько чертей отправлено на Землю, и те рапортуют о численности нечистой силы в облике ангельских красавиц и сладкоголосых соблазнителей. Для сегодняшнего зрителя это звучит не очень понятно, зато неизменно вызывает бурную реакцию отчет чертей о количестве другой нечистой силы  — депутатов и кандидатов в депутаты.

Если держать руку на пульсе времени, «Чертова мельница» может прожить еще не одно десятилетие, не сомневается Вячеслав Гиндин.