Мой 25-летний брат фанатеет от ужастиков: смотрит их каждый вечер. Не произойдет ли у него сдвиг по фазе? Алена

Ужастики закрепляются в психике как программа к действию

 
— Наше внимание может привлечь только то, что нам близко, что является нашим зеркалом, нашим отражением, — отвечает харьковский психолог Лилия Райченко. — Глядя на трупы и кровь, на куски человеческого мяса, полусгнившие останки, человек любуются своим внутренним миром, это происходит и через фильмы в том числе — он пытается восполнить то, чего ему не хватает. Поэтому психика любителей ужастиков немного отличается от психики тех, кто смотрит «нормальные» фильмы. Заметьте, мы не сказали, что это психическая патология с диагнозом, но здесь присутствует определенное пограничное состояние. Пограничное состояние в этом случае означает «между» — добром и злом, смертью и жизнью, реальностью и иллюзией, здравомыслием и сумасшествием, желанием защитить и желанием убить, наслаждаться чужими страданиями и болью. Где точно проходит граница этого «между» со строго очерченной линией — не знает никто, но любовь к фильмам ужасов может привести к необратимым состояниям психики.

В любом фильме есть «хорошие» и «плохие» главные герои, и зритель непременно начинает идентифицировать себя с кем-то из них, переносясь сознанием в сознание выбранного героя. Чем чаще человек смотрит такие фильмы, наслаждаясь кровью и процессом убийства, тем больше это закрепляется в психике как программа к действию. Наступит момент — и грань между героем и самим собой будет перейдена. Если человек идентифицирует себя с «плохим» героем фильма ужасов — в нем просыпается садист и убийца. Если происходит идентификация с жертвой — это признак того, что человек сам стремится к боли и страданиям, к наказаниям, как бы адаптируя свою психику к тому, что еще кажется страшным, но уже весьма притягивает.

Фильмы с уродами пробуждают животные инстинкты


— Под влиянием фильмов ужасов теряется значимость и ценность чужой и собственной жизни. Просмотр процесса убийства деформирует, а потом и вовсе стирает грань между «можно» и «нельзя»», — говорит Лилия Райченко. — Кроме того, растет внутренняя трусость, которая подталкивает перейти на сторону тьмы. В таких фильмах зло кажется всемогущим, оно дает власть и силу, и нет ничего страшнее в этом мире, если трус действительно получает власть над кем-то. Например, самодуры-начальники — только маленький показатель того, насколько велика их внутренняя трусость. Фильмы ужасов пробуждают в человеке его животные инстинкты, животную природу. Если зверь спит или находится в надежной клетке воли и интеллекта — это нормальный человек, но если зверя умышленно будят или подкармливают — это патология. Есть и еще один нюанс. Фильмы ужасов наполнены мистикой и несут внушение о воздействии и присутствии потусторонних сил. Это — зомбирование, гипнотизация сознания. Человеку внушают, что он может при помощи неких сил управлять другими людьми, властвовать над ними, разрушать их судьбы. Самое страшное, что человек начинает не просто в это верить, но бессознательно копирует поведение монстров, которые «владеют» этими силами, или сами являются этими силами.

После ужастиков можно возомнить себя Богом


— Фильмы ужасов расширяют в человеке сознание вседозволенности. Они проявляют заматеревшие, затвердевшие в психике обиды, нереализованность, зажатость, непризнанность, из-за которых накапливается внутренняя агрессия, желание мстить, причинять страдания и боль, наслаждаться чужими муками, — предупреждает Лилия Райченко. — В таком состоянии не за горами и следующий этап — введение себя в ранг Бога, непогрешимого судьи, потому что такой человек считает себя имеющим право на то, чтобы определять — кому жить, кому и как умереть, кто достоин быть рядом с ним, а для кого уготована «справедливая» кара. Если «залезть в голову» такому «богу», религиозные страшилки с чертями, кипящими котлами и сковородками будут выглядеть просто безвкусно по сравнению с тем адом, который он для себя создает. В мечтах о том, как изощреннее наказать «обидчика», такие скрытые садисты не отказывают себе ни в чем. Последняя, патологическая стадия проявляется тогда, когда человек переступает грань между мечтой и действием.