Почти месяц украинский блогер Иван Оберемко проводит необычную акцию.

Он решил не бриться, чтобы привлечь внимание к истории о массовом расстреле НКВД кобзарей и их поводырей 85 лет назад, который якобы произошел под Харьковом.

«Кобзарей уничтожили целенаправленно»


– Было бы неплохо вспомнить о тех событиях. Буду с друзьями отращивать бороду, а на вопрос, зачем я это делаю, буду проводить ликбез по истории, о том, как в 1930 году на пути из Харькова в Казачью Лопань было расстреляно 337 кобзарей и их поводырей. Разумеется, не настраиваю всех растить бороды и усы, но приглашаю к участию. Я в курсе, что история о харьковском съезде и расстреле может быть мифом. Но есть факт: кобзари были, а потом в момент пропали. Умерли от голода? Возможно. Но почему-то практически все. Для меня очевидно, что их целенаправленно уничтожили как цех, как социальную группу, как хранителей украинской культуры, как украинцев, и способ не имеет значения, – пояснил идею акции Иван Оберемко.

Краевед Михаил Красиков говорит, что Харьков действительно был негласной столицей кобзарства, которое появилось на Слобожанщине в конце ХVII века. Но в 1930-х годах народные певцы стали неугодны правительству.

– Они были абсолютно не подконтрольны государству – перемещались по всей стране и исполняли то, что хотели, – считает он. – В эпоху сталинизма нужно было воспевать политику страны, ее лидеров, и часть народных исполнителей вынуждены были сменить репертуар. Но подавляющее большинство кобзарей продолжали петь украинские народные думы о свободолюбивых казаках. Есть данные, что после 1933 года слепые певцы сложили и пели «Думу о голоде».

Михаил Красиков уверен, что легенда о расстреле кобзарей и лирников, собранных на так называемый съезд кобзарей, – на самом деле правда.

– Документальные свидетельства о том, когда именно состоялся съезд, еще не  обнаружены, поэтому точная дата расправы не установлена, – признает краевед. – Разброс дат – от 1928 до 1935 года. Единственное, в чем сходятся все версии, – место проведения: старый оперный театр в Харькове. Константин Черемский, автор книги «Повернення традиції. З нищення кобзарства», приводит  ряд воспоминаний о том, что милиция насильно собирала кобзарей на съезд, некоторых забирали с семьями. Есть, например, рассказ о том, что из дома забрали всю семью кобзаря Маловичко – супругов и троих детей. Есть рассказ одного из выживших кобзарей о том, что перед съездом эшелон со слепыми певцами шел в Харьков, и на станциях милиция подвозила новые группы. О том, что это был псевдосъезд, свидетельствуют воспоминания харьковчанки, которая очень любила кобзарей и не пропускала ни одного их концерта. Она утверждает, что в 1930-х годах в Харькове не было афиш о кобзарском съезде. Неизвестно  и точное количество певцов, которых тогда собрали. По одной версии – их было 225, по другой – 337.

По словам краеведа, на съезде кобзарей, если он все-таки состоялся, не было привычной публики – зрителями были лишь сотрудники НКВД. О том, что произошло потом, также существует несколько версий.

–  Предполагают, что сначала народных певцов определили в тюрьму на Холодной Горе, ночью вывезли в неизвестном направлении, – говорит Михаил Красиков. – В другом случае кобзарей вывезли за Харьков и расстреляли. Есть и такие свидетельства – кобзарей сначала повезли в Подмосковье, потом отправили в Сибирь, где их выгрузили возле железной дороги и оставили замерзать. Еще одна версия: кобзарей вывезли на барже и утопили в Волге. По рассказам харьковского кобзаря Анатолия Парфиненко, Мотря Маловичко и ее младший сын чудом выжили – добрались до ближайшего селения, потом вернулись в Украину. Наш земляк академик Дмитрий Яворницкий заметил, что в начале 1930-х исчезли кобзари. Он начал писать запросы, и его в 1932 году мгновенно уволили с должности директора Днепропетровского исторического музея. Расстрелять или посадить известного ученого власти не решились, но лишили пенсии, оставив без средств к существованию.

Кобзарство реконструируют современные братчики


Как ни парадоксально, возрождение традиции кобзарства пришло к нам отчасти из-за границы, куда удалось выехать некоторым кобзарям.

Несмотря на полное уничтожение, спустя десятилетия эта интересная субкультура не забыта. Традиции и мировоззрение кобзарства реконструируют Константин Черемский, который возглавляет в Харькове кобзарский цех, и братчики этого цеха, особенно Александр Савчук. Кобзарей часто приглашают в школы, вузы, музеи, они выступают в день рождения главного украинского Кобзаря – Тараса Шевченко, участвуют в этнических и кобзарских фестивалях.