Президент Украины подписал Закон № 822-VIII «О внесении изменений в Закон Украины «О таможенном тарифе Украины», которым устанавливается нулевая ставка на ввоз транспортных средств, оснащенных только электродвигателями.

Станет ли это стимулом для популяризации экологического транспорта?

Спрос на экомашины по идее должен вырасти, ведь такой вид транспорта способствует очищению воздуха, сокращению потребления топливно-дизельных материалов и существенной экономии для владельцев транспортных средств.

Автомобили с электрическим двигателем заметно выгоднее смотрятся на фоне своих традиционных «коллег». Не надо покупать бензин, менять свечи и провода, масло, ремни и ролики, фильтры и пр. Дилеры по продаже электромобилей утверждают, что без подзарядки можно ездить до 200 км (в режиме передвижения по городу). Более того, электрокар способен самостоятельно регенерировать энергию в процессе езды при спуске с горы или при нажиме на тормозную педаль.

– Электромобилями мы занимаемся около двух лет, продаем около 50 машин ежемесячно, – рассказывает владелец одной из компаний по продаже электромобилей Nissan Leaf Дмитрий Никонов. – Правда, цифра эта постоянно меняется: за последние два месяца, например, продажи снизились в три раза. Поэтому мы немного опустили цены. Сегодня цена не нового Nissan Leaf (прошедшего тест-драйв)  колеблется от 15 до 17,5 тыс. долларов в зависимости от поколения. С вступлением в силу Закона «Об отмене пошлины» машины подешевеют еще на 300-500 долларов.

По словам Дмитрия Никонова, станции подзарядки установлены во многих супермаркетах Харькова, ресторанах и автозаправках. Но это не предел. В области компания планирует установить скоростные зарядные станции на расстоянии 100 км друг от друга, предназначенные для зарядки в течение двух часов в розетках с силой тока 10-16 ампер.

– Кроме этого, планируем установить накопители, которые будут аккумулировать неиспользованную в ночной период и высвобождающуюся энергию и регенерировать ее для подзарядки экомашин, – делится планами Дмитрий. – Обслуживаются электромобили в фирменных сервисных центрах, где есть необходимое оборудование.

Чем холоднее – тем проблематичнее


Но не все так безоблачно. Электромобили имеют ряд недостатков: они зависимы от климатических условий, стабильности подачи электроэнергии.

– У электромобилей есть определенные преимущества, а именно: экономность в потреблении электроэнергии и дешевизна. Кроме того, в ремонте электромашина проста и экономна, потому что кроме ходовой части там чинить нечего. Самая дорогостоящая часть автомобиля — батарея, – делится специалист автосервиса автомобилист с 20-летним стажем Владимир. – Гарантия на батарею – около восьми лет, затем теряется мощность. (Некоторые владельцы электромобилей говорят, что емкость батареи падает на 25% уже через три года эксплуатации, а после семи лет остается в лучшем случае — 50%. – авт.) Но если брать экономные электрокары, то в Украину сейчас завозят в основном б/у, с пробегом.

По словам владельца одного такого Nissan Leaf Павла, новая батарея на  машину стоит 7- 8 тыс. долларов, а б/у в хорошем состоянии с маленьким пробегом – от $3 до 5 тыс. Павел ездит на своем Nissan Leaf больше года и доволен, хотя подтверждает – постоянно привязан к розетке.

– Машина по качеству идеальна. Но в городе приходится искать заправки. В домашних условиях нужно заряжать максимум часов 7-8. Летом этого хватает, чтобы проехать 150 км, зимой — 110 км при средней скорости в 60-80 км/час. Уехать за пределы города нельзя. Это городская машина. В лучшем случае можно добраться до Полтавы и потом ждать шесть часов, пока она зарядится. Заправок за пределами города нет, а в Харькове их 10-15, из которых реально можно подзарядиться на пяти – они бесплатные. На остальных бесплатно имеют право подзаряжаться только машины экотакси, – рассказывает Павел.

Более комфортабельные и качественные машины – Tesla – обойдутся в $70-100 тыс. У них запас батареи при спокойной и неторопливой езде более чем в два раза больше (на 350 км), чем у Nissan Leaf (на 150 км). Но как рассказал владелец одной из компаний по продаже электромобилей Евгений Кабанец, завозить электрокары Tesla невыгодно.

– Они очень дорогие и не пользуются у харьковчан спросом, – делится Евгений.

Специалист автосервиса Владимир указывает и на то, что зимой в нашем климате энергия сильно расходуется на прогрев автомобиля, размораживание лобового стекла, работу очистителей окон, обогрев сидений и т. д.

– Из-за большого потребления энергии сокращается пробег. Батареи при низкой температуре снижают емкость чуть ли не в два раза. Да и процесс ее зарядки в зимних условиях происходит медленнее, – отмечает Владимир. – А поскольку батарея стоит около $5-6 тыс., в лучшем случае она будет доступна большинству харьковчан года через три.
Хотя, признает Владимир, электрозарядка обойдется водителю дешевле, чем заправка топливом, особенно если заряжать батареи дома от обычной розетки, как это делают в странах Европы. Правда, и тут есть одно но.

– В обычных бытовых условиях заряжать батарею придется не менее пяти часов, а лучше всю ночь. В противном случае заряда батареи хватит километров на 20, – считает Владимир. – Впору сравнить электромобиль со смартфоном – чтобы хватило на два дня, нужен экономный режим. А зачем тогда смартфон, если не использовать все его возможности?

– Как только начнет развиваться сеть электрозаправок, тогда будет интересно и выгодно покупать электромобили, – резюмирует Евгений Кабанец.

А вот троллейбусы дешевле не станут


Ну а собственно сам закон об отмене ввозных пошлин мало поможет рынку электрокаров, считают специалисты.

– Реально цена упадет на 3-4%, – говорит Евгений Кабанец.

– Электромобили подешевеют на 300 — 400 долларов, – добавляет Павел. – Если отменят акцизный сбор, общая сумма экономии составит 8 % от суммы растаможки. Реальное удешевление электромобилей произойдет только при условии отмены НДС, что в сумме даст экономию около 2000 долларов.

Кроме того, сначала дилеры должны распродать транспорт и электробатареи, приобретенные ранее, а на это уйдет три-четыре месяца.

– Даже те электромобили, которые были завезены в Украину уже после принятия закона, приходится все еще растаможивать, – говорит Дмитрий Никонов. – Стоит учесть и отсутствие торговли в первые 10-15 дней января, хранение машин и комплектующих на складе. И для покупателя машина будет уже на год старше, что автоматически удешевляет электромобиль.

К слову, из первоначального варианта закона изъяли технологический электротранспорт (погрузчики, используемые на складах, заводах, в портах и аэропортах), транспортные средства для перевозки высокорадиоактивных веществ, а также социальный транспорт –
троллейбусы и электровелосипеды. Нет в нем и гибридных машин с двумя типами двигателей (именно на гибридах Toyota Prius сейчас несут службу патрульные полицейские). В то время как будущее – именно за гибридами, у которых электродвигатель является дополнением к основному ДВС (двигатель внутреннего сгорания), считают эксперты.
В Харькове есть экотакси
В городе появилась служба такси, которая перевозит пассажиров на электромобилях. Несмотря на то что тарифы на услуги экотакси не ниже, чем в других службах, этот сервис пользуется популярностью у харьковчан. Учитывая то, что парк экотакси пока небольшой, порой машину приходится ждать. Однако дождавшихся ожидают бонусы: мультимедийные дисплеи в подголовниках передних кресел, чтобы пассажиры не скучали во время поездки, таксометры и кассовые аппараты. В службе предусмотрена и безналичная форма оплаты – принимаются карты любых банков.