Взрывотехническая служба милиции — одна из тех боевых служб, которые круглосуточно находятся на страже безопасности общества. Большинство наших сограждан даже не подозревает, как часто милиционерам-взрывотехникам приходится применять на практике, рискуя жизнью, свои знания и умения. Количество экспонатов в музее у харьковских специалистов постоянно растет: там размещаются устройства, обезвреженные правоохранителями.

Не до шуток
Начальник взрывотехнической службы НИКЦ ГУ МВД Украины в Харьковской области подполковник милиции Сергей Бабак говорит, что скоро его организация отпразднует свое 12-летие: возникла она в 1996 году. Если в первые годы своего существования эксперты и взрывотехники службы выезжали на различные происшествия 50-60 раз в год, то сейчас счет их выездов превышает 1000 в год. Из них более 200 выездов ежегодно приходится на исследования мест различных взрывов и пожаров. Уже за этот год специалисты исследовали более 182 таких мест, провели более 60 выездов, касающихся обследования помещений для обнаружения взрывных устройств.

Увы, на первом месте — анонимные неправдивые сообщения о заложенных взрывных устройствах. За этот год — 12 таких информаций. Один вызов взрывотехников, по скрупулезным подсчетам специалистов, обходится государству в 10 тысяч гривен. Сергей Бабак подчеркивает, что максимально серьезно все службы экстренного вызова обязаны реагировать на каждое сообщение о готовящемся взрыве. Правильность такого подхода показали и события прошлого года, когда двое преступников (разоблаченных и осужденных на сегодняшний день) заложили взрывчатку и осуществили взрывы в трех харьковских супермаркетах. Если бы на их звонки с предупреждением о готовящихся взрывах не отреагировали должным образом, то при первом же инциденте могли погибнуть люди. Тогда самим взрывотехникам повезло чудом: эвакуировав посетителей, они занялись осмотром помещений. В момент взрыва специалисты находились в четырех метрах от эпицентра. Стояли бы чуть ближе — могли погибнуть, говорит подполковник. В двух других случаях поражения людей осколками и взрывной волной избежать не удалось: из-за ошибки преступников при изготовлении взрывчатки заряды сработали раньше намеченного злоумышленниками срока и звонки с угрозами прозвучали уже после трагедии.


Сергей Бабак подчеркивает, что на каждое место предполагаемого взрыва, кроме взрывотехников, выезжают также бригады МЧС, «скорой помощи», милиции, прокуратуры, СБУ и ряда других служб (в зависимости от характеристик объекта). В результате, если «шутников» задерживают, в суде их ждет сюрприз в виде претензий на возмещение ущерба. На днях, например, двое нигде не работающих харьковчанина всю ночь развлекали себя тем, что сообщали правоохранительным органам, что один из крупнейших торговых центров города заминирован. Пять раз пришлось выезжать туда только за одну ночь взрывотехникам и их коллегам из других ведомств. «Фактически мы только приезжали на базу после очередного обследования помещения торгового центра, как сразу же должны были отправляться назад», — с возмущением вспоминает подполковник. Разумеется, никакой взрывчатки в торгово-развлекательном комплексе не оказалось. Видимо, безработные граждане очень веселились, видя, как специалисты раз за разом прочесывают огромную территорию магазина. Но по-настоящему смеется тот, кто смеется последним! Сейчас оба злоумышленника задержаны, правоохранители готовятся к передаче их дела в суд, а службы, выезжавшие по их звонкам, готовят расчеты своих затрат, чтобы потребовать их возмещения. Сергей Бабак уверенно говорит: «Практически все такие «звонки» рано или поздно раскрываются. Не всегда шутника удается установить так быстро, как в этом случае. Иногда на его поиски у наших коллег уходят месяцы, иногда — годы. Но уголовное дело просто не может быть закрыто до положительного результата, так что очень прошу всех родителей, учителей донести эту информацию в первую очередь до детей — многие студенты и школьники все еще думают, что такие «шалости» могут остаться безнаказанными. Увы, это совсем не так!»

Бомба детям не игрушка!
Шутки шутками, а работа у взрывотехников серьезная. Причем каждую весну проблем прибавляется: из-под земли талые воды вымывают боеприпасы времен Великой Отечественной войны. И здесь милиционеры работают в тесной связке со спасателями МЧС: пиротехники Народной службы спасения занимаются уничтожением этих боеприпасов. Но если они по каким-либо причинам не могут обезвредить тот или иной боеприпас (к примеру, находятся на выезде в другой области, ведь, как подчеркивает подполковник, у коллег из МЧС зона выезда — несколько областей Украины) — милиционеры имеют все необходимое, чтобы выполнить эту работу. Еще одна обязанность подчиненных Сергея Бабака — выезжать на обследование мест взрывов. Хоть и много времени прошло после боев за Харьковщину, металл войны все еще уносит жизни. Не раз бывало, что с найденными в поле или лесу, а то и просто на улице железками начинали играть дети... Да что там дети — взрослые люди нередко становятся жертвами собственной неосмотрительности. Только за этот год было два трагических случая с боеприпасами времен войны. Причем один из них и вовсе кажется нелепым: отставной военный, казалось бы, знающий все об этой смертельной опасности, не нашел ничего лучше, чем попытаться отрихтовать трубу с помощью снаряда. Видимо, у мужчины не нашлось другого конуса подходящего диаметра... Сергей Бабак говорит: «Диву даешься такой беспечности! Разумеется, последствия такого действия были самыми трагическими... Напомню, что ради собственной жизни, собственного здоровья нельзя даже трогать незнакомые вещи — просто оповестить о находке правоохранительные органы и ни в коем случае ничего не доставать из земли!»
Милиционер рассказал о страшном случае, который произошел несколько лет назад в Лозовском районе: 4-летний ребенок нашел на улице снаряд и принес его в дом. Родители отобрали опасный предмет у малыша и просто поставили его на стол. Этого было достаточно, чтобы спровоцировать взрыв. В результате погибли трое людей, лишь один из присутствовавших на тот момент в здании выжил...

Музей злобы и ненависти
Чтобы наглядно продемонстрировать специфику работы своего подразделения, Сергей Бабак провел небольшую экскурсию по музею службы. Музей — это комната, в которой находят себе место муляжи всех взрывных устройств, с которыми приходится иметь дело специалистам этой службы. Он одновременно является и уникальнейшим учебным классом, и отображением истории развития взрывотехнического дела в Харькове, и свидетельством той непримиримой борьбы с преступностью, которую ведут наши правоохранители.
Воистину ненависть и злоба человеческая не знают границ! Есть среди экспонатов музея и обычная с виду книга, в которую вмонтирована взрывчатка. Откроет жертва облож-
ку — и произойдет взрыв. Есть на стенде и обычная с виду бутылка вина. Только взрывотехники не советуют ее открывать: жидкость внутри — сильнейшее взрывчатое вещество, а пробка на самом деле является детонатором. Подполковник говорит, что сила взрыва такой бутылки была бы эквивалентна силе взрыва стандартной противотанковой мины. Уже представлен в экспозиции и заряд, взорванный в супермаркете «Сельпо» в марте прошлого года: по виду — пакет сока. Внутри — это видно через разрез в одной из стенок — чуть-чуть мощной самодельной взрывчатки, дешевый китайский будильник да нехитрый детонатор. Милиционер комментирует: «Эта взрывчатка, которой воспользовались преступники, была изобретена в конце позапрошлого века в Германии. Сама по себе она чрезвычайно опасна. Просто удивительно, как они не погибли в момент изготовления бомбы. Сейчас в Интернете много рецептов приготовления взрывчатых веществ. Изготавливая взрывчатое вещество по такому же точно рецепту, в разных регионах страны пострадали или погибли пятеро подростков и юношей».

Но самым страшным лично мне показался другой экспонат: перевязанный атласной ленточкой красивый короб, который был найден рядом с одной из харьковских строек. Хозяева музея не рассказывают подробностей, говорят лишь, что взрыв прототипа этого экспоната произошел после его атаки пневмороботом. То есть никто не пострадал. Но где-то на одной из харьковских улиц стоял «шикарный подарок», открыв который любой прохожий оказался бы на том свете...

Вот почему, подводя итог разговора, Сергей Бабак просит: «Знаете, когда мы отправляемся на выезд, мы всегда очень спешим, так как слишком хорошо знаем, что такое приехать поздно... Мы включаем «мигалку», сирену, но сейчас в городе много пробок, и увы, нам очень часто не уступают место. Очень хотелось бы попросить всех участников дорожного движения не препятствовать нашим поездкам. Это может оказаться жизненно важным для ваших родных и близких!»