Прошлая неделя характеризовалась повышенной активностью украинских парламентариев.  В числе прочих был принят законопроект №3628, которым вносятся изменения в 38 законов из различных сфер  от финансирования библиотек до судоустройства и прокуратуры.

Под символическим номером пункта – 13 – были внесены изменения в Закон Украины «О банках и банковской деятельности». В частности, статья 62, посвященная процедуре раскрытия банковской тайны, была дополнена пунктом 10, предполагающим доступ Министерства финансов к информации о наличии, состоянии, а также операциях по счетам физических лиц с целью проверки достоверности информации для справедливого начисления льгот и субсидий. Кроме того, право Минфина получать персональные данные пропишут и в Бюджетном кодексе.

На данный момент банк может раскрывать тайну по запросу физлица, по решению суда, по письменному запросу правоохранительных или налоговых органов, органов занимающихся противодействием коррупции и легализации доходов полученных преступным путем. Следует заметить, что в цивилизованных европейских странах подобную информацию могут получать только правоохранительные органы в связи с конкретными уголовными делами, в нашем случае под пристальным взглядом Минфина окажутся все получатели бюджетных выплат, коих в Украине большая часть – учителя, врачи, студенты, пенсионеры, мамы с детьми до 3х лет, инвалиды и прочие «состоятельные» граждане.

Интересно, что, несмотря на различные сферы применения законопроекта №3628, решение по этому документу принимал комитет ВРУ по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения, по мнению которого «законопроект разработан правительством с целью создания условий для стабилизации финансового состояния государства и усовершенствования отдельных положений социальной политики».

Действительно ли принятие указанного законопроекта будет способствовать стабилизации финансового состояния государства? Предполагается, что усиление контроля будет способствовать борьбе с коррупцией и рациональному расходованию бюджетных средств, однако как это повлияет на непосредственных участников процесса – банки?

Основным принципом работы банка является посредничество, т.е. банковская система аккумулирует свободные средства, в основном физических лиц, и выдает их в долг, в основном юридическим лицам нуждающимся в пополнении капитала, чем стимулирует развитие экономики. На срочных счетах физических лиц находится в среднем в 3 раза больше средств, чем на аналогичных счетах юридических лиц, и это логично, ведь юридические лица максимум средств вкладывают в производство.

Последние два года банковская система сильно страдает от оттока средств. По данным Национального банка Украины средства на срочных счетах физических лиц уменьшились на 30% по сравнению с данными на конец 2013 года, кроме того изменилась структура вкладов, если на конец 2013 года срочные вклады составляли 81% всех средств физических лиц, то на 01 ноября 2015 года этот показатель снизился до 74%. Все это говорит о снижении стабильности в работе банковской системы. Не исключено, что после принятия поправки о раскрытии банковской тайны, все, кто претендует на субсидии или льготы поспешат снять свои средства с банковских счетов.

Стоит заметить, что принятая поправка предполагает получение Министерством финансов не только информации о наличии счета и его состоянии, но также и движению средств по счетам, т.е. по запросу можно будет получить информацию кто, куда и сколько денег потратил, что фактически нарушает право на личную жизнь. По мнению Минфина это должно способствовать выявлению «фиктивных работников» бюджетных организаций. Стоит ли говорить, что таким образом правительство стимулирует население не только снимать средства с депозитных счетов, но также и отдавать приоритет наличным расчетам.

Одним из основных условий развития банковского бизнеса всегда было доверие клиентов, естественно, строящееся на конфиденциальности. Многочисленные кризисы и экономическая нестабильность уже привели к значительному падению уровня доверия населения к банковской системе, а законодательные нововведения способны усугубить сложившуюся ситуацию в разы.

В свете выше сказанного, следует вспомнить еще один закон принятый еще в мае месяце «Про внесение изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно условий возвращения срочных депозитов», которым был закреплен запрет досрочного возврата депозитного вклада если это не предусмотрено условиями договора. Фактически это означает невозможность забрать деньги из банка раньше срока и естественное стремление вкладчиков если не снять средства по окончании действия договора и больше не вкладывать, то по крайней мере сокращать сроки вкладов.

Глава НБУ Валерия Гонтарева, отчитываясь об успехах в очищении и стабилизации банковской системы, неоднократно заявляла, что предполагает возобновление кредитования уже к середине 2016 года. На данный момент программы кредитования в большинстве банков остановлены. Вероятное усиление оттока средств из банковской системы спровоцированное ухудшением финансового положения граждан, а также усилением контроля со стороны власти, заставляет скептически относиться к прогнозам чиновницы.

Усиление контроля и «закручивание гаек» никогда не способствовали возобновлению экономического развития. Учитывая плачевное состояние банковской системы подобные решения лишь ускоряют ее упадок.