Рождество и Старый Новый год — загадочное и волшебное время, уверяют исследователи старины.

Весь период — от Рождественского вечера до Крещения — могут происходить настоящие чудеса. В зимние праздники можно решить массу семейных проблем: попросить у высших сил жениха, узнать судьбу, задобрить Мороз, попугать неродящие деревья и заставить кур нестись.

— В традиционной культуре многих славянских народов Рождество воспринимается как новый год, отсчет которого происходил от Рождества до Рождества, — уверяет этнограф, директор Этнографического музея «Слобожанські скарби» им. Г. Хоткевича НТУ «ХПИ» Михаил Красиков. — Современный календарь праздников несколько отличается от прежнего. До революции 1917 года Рождество праздновали 25 декабря, потом отмечали Новый год, который сейчас празднуют как Старый Новый год — 14 января. На Рождество и Старый Новый год случаются необычные события: в народе считают, что в эти дни во времени и пространстве происходит что-что необычное — будто открывается завеса неизвестного, и именно в эти дни можно не только узнать свою судьбу на ближайший год, но и попросить высшие силы о благосклонности. Возникли эти представления еще в дохристианские времена и были связаны с восприятием солнечной активности.

Напуганные деревья перестают лениться


В рождественские и новогодние праздники можно решить массу домашних проблем.

— В народе есть поверье, что на Рождество все неживое не только оживает, но и может понимать человеческую речь и даже говорить человеческим голосом. Например, если в саду есть деревья, которые долгое время не плодоносили, эту проблему можно решить накануне или в ночь Рождества или Старого Нового года, — рассказывает Михаил Красиков. — В славянской культуре был обычай: в рождественскую ночь хозяин выходил в сад, подходил к дереву и «будил» его словами: «Спишь? А Христос родился, и ты роди!». В Украине деревья часто запугивали. Хозяин брал топор, стучал по дереву тупым или острым концом и трижды пугал: «Не будешь родить — срублю!». Иногда в этой сценке участвовали дети. Ребенок прятался за дерево или влезал на ветки и после запугиваний просил как бы от имени дерева: «Не руби, буду родить!». Это нередко действовало. Например, житель Нововодолажского района рассказывал мне, что у него была груша, которая не родила 20 лет. Мужчина не верил в эффективность запугивания дерева, тем не менее все-таки пригрозил ему на Рождество — после этого груша стала плодоносить очень обильно. Нам, людям рационального века, такие обычаи могут показаться глупостью или стечением обстоятельств. Тем не менее в моей экспедиционной коллекции есть более десятка историй о том, как «исправлялись» деревья после ритуального запугивания. В народной культуре люди понимали тонкую связь между всем живым. Чем больше я изучаю эту культуру, тем больше убеждаюсь, что эта связь существует.

А еще в преддверии праздников очень важно было не только вернуть все долги, но и получить их: считалось, что если в семье накануне Рождества одолжили деньги или, например, инструмент, именно их будет недоставать в следующем году.

В праздники угощали и Долю


— Рождество — праздник единства рода, причем не только живущих, но и умерших членов семьи. Чтобы год был благополучным, семья стремилась собрать на праздник всех своих членов. На Рождество все ели из одной миски, а для умерших или тех, кто не смог попасть на праздник, на стол ставили отдельную посуду, — рассказывает этнограф. — После Рождества ни в коем случае нельзя было ее мыть: считалось, что остатками еды должна поужинать Доля, поэтому посуду мыли только утром. К слову, это не только рождественский обычай. В некоторых селах — я наблюдал и сейчас это в селах Винницкой, Харьковской, Луганской областей — до сих пор и в обычные дни посуду после ужина моют только утром, приговаривая вечером: «Хай Доля вечеря!». Предполагается, что сытая Судьба будет добрее к человеку, и благополучие не покинет семью.

А еще нашим предкам приходилось копить домашний мусор.

— Мусор нельзя было выносить из дома от Рождества до Старого Нового года, а в других регионах и в некоторых селах на Харьковщине не выносили мусор даже до Крещения, чтобы не вынести добро из хаты, — говорит Михаил Красиков. — Мусор выносили в сад и там сжигали. Это называлось «греть деду ноги». Дело в том, что раньше был обычай (к слову, он был зафиксирован в некоторых селах и 1940-х годах) хоронить родственников не на кладбище, а в садах возле дома. Похороненный в саду предок считался охранником и защитником дома, и согревание ему «ног» было свидетельством уважения.

На Рождество люди интересовались, кто из членов семьи уйдет из жизни в наступающем году. После ужина ложки опирали выпуклой частью вверх о край миски, а наутро смотрели, чья ложка к утру перевернулась. С этой же целью каждый член семьи ставил на праздник Андрея, Катерины или Спиридона срезанные веточки в воду: чья веточка не зазеленела, тому и суждено уйти в мир иной.

— Я слышал немало историй, когда гадания на ветках сбывались, — уверяет Михаил Красиков. — В нашей книге «Муравський шлях-97» есть рассказ о мужчине, которого в 1930-х годах арестовали как куркуля. Его племянница поставила на праздник Андрея срезанные ветки в воду, наметив их. Все веточки к Рождеству расцвели, а ветка Василия засохла. Вскоре пришло сообщение: он умер в тюрьме. Кроме того, на веточках девушки гадали, выйдут ли в наступающем году замуж: зацветшая веточка обещала замужество.
Утром нового года люди вставали с кровати босыми ногами на кусок железа — считалось, что на протяжении года здоровье будет «железным». С этой же целью во время рождественского свят-вечера мать заставляла ребятишек становиться босыми ногами на топор, лежавший под праздничным столом.

Кутью подбрасывали к потолку


Не один обычай связан с кутьей — поминальным блюдом. По словам этнографа, традиционная народная кутья ни в коем случае не делается из риса: ее готовили из ячменя.

— С кутьей были связаны такие обычаи. Первую ложку брал сам хозяин и подбрасывал ее вверх, чтобы кутья прилипла к потолку. По одной из версий, это делалось для богатства и благополучия в хате. Ребятишки бросались ловить кусочки не прилипших к потолку зернышек от кутьи. Это называлось «поймать свое счастье». Считалось, что тот, кто поймал больше всех зерен, будет самым счастливым в новом году. Девушки ворожили с ложкой кутьи: выходили во двор и прислушивались к звукам. Этот обычай назывался «слушать Долю». Откуда доносились звуки — в ту хату в наступающем году суждено идти замуж. Мало того, с помощью кутьи ворожили не только девушки, но иногда и парни. Они прислушивались к характеру звуков. Если лаяла собака, считалось, что будущая семейная жизнь будет «собачьей». Так же прислушивались мастера и в момент закладки дома: самой желанной была тишина, обещавшая тихую спокойную жизнь в доме.

С помощью кутьи решали и хозяйственные, и семейные проблемы одновременно.

— Чтобы куры неслись, хозяйка дома, занося кутью в хату, должна была покудахтать, — говорит Михаил Красиков. — Я зафиксировал рассказ одной женщины: «Долго не было у меня квочек, и мне посоветовали поквохтать на Рождество. Я поквохтала — и абсолютно все мои куры стали нестись». Чтобы куры были чубатыми, детей сажали на пороге и хозяйка трепала их за чубы. Я интересовался в селах, почему куры должны быть чубатыми. Выяснилось, что они несутся, как обычные куры, но чубатурки считаются красивыми. К слову, квохтать могла не только хозяйка, это делали порой и дети, и хозяин хаты. В последнем случае считалось, что не только будут нестись куры, но и родятся дети — новые наследники. Если семья была многодетной, хозяин дома уже не квохтал.

Один из самых распространенных обычаев в Святой вечер — задабривание Мороза, приглашение его к общей трапезе.

— Перед тем как есть кутью, хозяин поворачивался к окну, иногда по нему стучал, иногда брал ложку с кутьей и трижды, прислушиваясь, звал: «Мороз, Мороз, иди к нам кутью есть!». Иногда он выходил с миской из дома, иногда оставлял кутью на пороге. Не услышав от Мороза ответа, хозяин произносил: «Ну, раз не приходишь, то и не приходи — не морозь меня, мою жену, деток, коровок, телят, лошадок, овечек, ягняток и наши посевы!». Хозяин дома перечислял Морозу даже животных, которых не было в хозяйстве, но они теоретически могли появиться на протяжении года, — говорит Михаил Красиков.

Кутью готовили трижды. Был обычай оставлять немного кутьи с каждого праздника, добавляя в нее новую. В кутью доливали святой воды и давали отведать домашнему скоту.