Проанализировав доходную часть бюджета Харькова, общественники пришли к выводу, что город мог бы зарабатывать гораздо больше, если бы не коррупционные схемы.

Напомним, 23 декабря Харьковский городской совет утвердил на сессии  бюджет города Харькова на 2016 год.

По информации директора Департамента бюджета и финансов Татьяны Таукешевой, общий объем доходов бюджета города установлен на уровне 8 млрд 498,8 млн грн, в том числе доходы общего фонда – 8 млрд 207 млн грн, специального фонда – 291,8 млн грн (в том числе бюджет развития – 88 млн грн).

При этом часть финансовых ресурсов города формируется за счет целевых трансфертов, передаваемых из госбюджета в бюджет города. Межбюджетные трансферты запланированы на уровне объемов, определенных на 2015 год: образовательная субвенция – 838,5 млн грн, медицинская – 967,4 млн грн. Кроме того, на реализацию государственных социальных программ бюджету города Харькова предусматривается субвенция в сумме 2 млрд 260,6 млн грн, в том числе 1 млрд 163,4 млн грн – на предоставление льгот и субсидий.

– То есть, говорит сокоординатор Харьковского антикоррупционного центра Евгений Лисичкин, город зарабатывает порядка 390 миллионов гривен (доходы от деятельности КП, продажи и аренды земли, продажи и аренды нежилых помещений и т.д.), что составляет всего 6% от всей доходной части бюджета. Остальное – трансферты из Госбюдета и местные налоги.

По его словам, фактически в бюджете заложено, что 50 млн город зарабатывает от продажи земельных участков, 50 млн – от продажи нежилых помещений и 25 млн – за сдачу в аренду земельных участков и нежилых помещений.

– Это кататрофически маленькие суммы, – констатирует он. – В частности,  недополученние бюджетных средств происходит из-за бесплатного выделения городской земли так называемым жилищно-строительным кооперативам, которые по сути являются фейковыми. Подменив законное понятие ЖСК (согласно действующему жилищному кодексу, чтобы создать кооператив – необходимо пять человек до 30 лет, которые имеют потребность в улучшении своих жилищных условий и стоят на жилищном учете. В Харькове же  кооперативы создают в обход этого правила), и не являясь таковыми на самом деле, строительные компании сегодня получают от города земельные участки под застройку по нулевой ставке, строят на ней свой дом и потом продают квартиры в нем по рыночным ценам. Например, на последней сессии, одному из застройщиков по этой схеме было передано около 50 гектаров земли территориальной громады города Харькова абсолютно бесплатно. Между тем, 1 га земли в Харькове стоит в среднем  2,5 – 3 млн гривен. В результате, передавбесплатно землю строительной компании, город фактически недополучает порядка 125 млн. гривен! И это только на одной сессии. А таких сессий в год проходит семь-восемь и на каждую выносится этот вопрос.

Еще одна причина недополучения средств в городской бюджет кроется, по словам эксперта, в продаже узкому круг лиц харьковской земли и нежилой недвижимости  по заниженным ценам – два-три раза дешевле рыночной стоимости.

– Например, на «бюджетной» сессии несколько депутатов горсовета получили земельные участки по заниженной стоимости. И это происходит буквально на каждой сессии горсовета. Иногда даже до смешного доходит, – говорит Евгений Лисичкин. – Объясняются «смешные» цены следующим образом. Например, на земельном участке, который был выделен в аренду на пять лет, построен магазин или офисное здание. Его владелец обращается с заявлением в мэрию выкупить эту землю под своим имуществом. И заниженная стоимость этого участка мотивируется тем, что больше никто этот участок не купит, потому что на нем уже построен этим человеком или магазин, или офис и т. д. Проводится денежная оценочная экспертиза, как правило, компаниями, которые тоже связаны с горсоветом, и выставляется цена в два-три раза ниже рыночной. Аналогичная схема действует и продаже или сдаче в аренду нежилых помещений, которые некоторым удается получить на льготных условиях.

Еще один момент, на который обратили внимание общественники – парковки, которые стали в Харькове уже притчей во языцех.

– За парковку автомобилей город предполагает в будущем году собрать всего 5,6 млн гривен, что, по нашим оценкам, приблизительно в четыре раза меньше реальной выручки и существенно меньше даже в сравнении с менее заселенными украинскими городами. К примеру, во Львове столько собирают с автомобилистов за каких-то три с половиной месяца, – говорит Евгений Лисичкин.

Учитывая все это, говорит он, город мог бы зарабатывать не 390 миллионов, а имел бы до миллиарда гривен только своих поступлений.

По итогам анализа доходной части бюджета Харькова общественники требуют, во-первых, провести независимый внешний аудит всех КП, который определит их эффективность и выделит группу КП, работающих в коммерческом сегменте, которые могут и должны наполнять бюджет города и ввести  практику открытых земельных аукционов. А также пообещали предавать все факты коррупции в Харькове гласности и инициировать антикоррупционные расследования.