Один день нахождения в следственном изоляторе теперь будут учитывать как два дня в колонии.

Принятый Верховной Радой 26 ноября 2015 года закон стал новогодним подарком для тех, кто находится в местах лишения свободы.

Сепаратистку отпустили восвояси


Одна из первых освобожденных по новому закону, инициированному в том числе и Надеждой Савченко, — жительница поселка Эсхар Харьковской области. В соцсети «ВКонтакте» она размещала призывы к созданию Харьковской, Донецкой и Луганской «народных республик». Суд признал ее виновной в посягательстве на территориальную целостность Украины, но в зале заседания она была освобождена из-под стражи. Суд зачислил обвиняемой срок предварительного заключения с 23 января 2015 года до дня вынесения приговора из расчета один день аредварительного заключения за два дня лишения свободы. Так что фактически женщина отбыла наказание.

— Закон, инициированный Надеждой Савченко, вступил в силу буквально за день до вынесения приговора Чугуевским судом, — рассказывает правозащитник, президент Центра правовых и политических исследований «ДУМА» Юрий Чумак. — Теперь зачисление срока предварительного заключения в случае осуждения к лишению свободы в рамках того же уголовного производства производится из расчета один день предварительного заключения за два дня лишения свободы. В пояснительной записке  значится, что современные условия пребывания задержанных лиц в СИЗО являются ненадлежащими, унижают достоинство лиц, которые еще не признаны судом виновными в совершении преступления. Действительно, в Украине люди могли годами находиться в следственных изоляторах без вынесения обвинительного приговора. При этом зачастую условия отбывания наказания в исправительных колониях являются лучшими. Хотя в соответствии с международной практикой условия содержания под стражей во время предварительного заключения не могут быть строже назначенного судом наказания за преступление.
По мнению правозащитника, такие изменения в законодательстве теперь должны стимулировать суды и правоохранительную систему не затягивать судебные дела на годы, а также разгрузят бюджет и сократят количество людей, находящихся в заключении.

«Блатные» будут везде в шоколаде?


При этом Юрий Чумак видит в законе и минусы.

— Во-первых, разного рода «блатные» — не только криминальные авторитеты, но и просто люди не бедные, оказавшиеся в заключении, используя коррупционные схемы, нередко находятся в СИЗО в очень неплохих условиях. Между тем им будут считать день за два, исходя из посыла, что бедняги томились в темницах, — считает Юрий Чумак. — Кроме того, есть опасение, что следствие будет использовать нововведение в качестве инструмента влияния на тех, кого не удалось «расколоть» за время нахождения в СИЗО: мол, иди на «сознанку», не заморачивайся с адвокатом, получай срок — и выходи на свободу. И пресловутые показатели раскрываемости пойдут вверх. Думаю, как временная мера, направленная на гуманизацию уголовно-исполнительного законодательства, «закон Савченко» нужен. Но ключевыми в этом вопросе должны стать улучшение условий содержания в предварительном заключении и организация надлежащей работы следствия и судов. Кстати, в России, где сейчас содержится похищенная украинская летчица, Госдума еще весной прошлого года приняла в первом чтении законопроект о том, чтобы один день в СИЗО приравнивать к 1,5 дням наказания в колонии. Но дальше процесс пока не пошел.

Чем СИЗО отличается от колонии


По данным начальника сектора по контролю за исполнением судебных решений управления Государственной пенитенциарной службы Украины в Харьковской области Елены Асотской, на сегодняшний день в Харьковском учреждении исполнения наказаний (№ 27) с функцией следственного изолятора (СИЗО) под стражей содержатся 1635 человек. После вступления в силу в 2012 году нового Уголовного процессуального кодекса, их численность  сократилась почти вдвое.

— В частности, в новом Уголовном процессуальном кодексе введено такое понятие, как разумные сроки судебного рассмотрения. Кроме того, в соответствии с новым кодексом мера пресечения в виде содержания под стражей является исключительной, — поясняет Елена Асотская. — Срок пребывания в СИЗО зависит от сложности уголовного производства. В среднем лица, содержащиеся под стражей, находятся в учреждении от шести месяцев до года. Если уголовное производство находится на стадии апелляционного рассмотрения, то срок пребывания увеличивается, как правило, до вынесения окончательного решения Апелляционным судом.

Чем отличается пребывание в СИЗО и в исправительных колониях? По словам Елены Асотской, в следственном изоляторе заключенные содержатся в камерах с решетками и задвижками на дверях. В колонии же осужденные живут в блочных помещениях барачного типа с решетками только на окнах здания и задвижками на входных дверях. В следственном изоляторе лица, содержащиеся под стражей, как правило, не привлекаются к труду, в колониях осужденные трудятся на производстве и в мастерских. Свидания и передачи разрешены и в СИЗО, и в колониях (в следственном изоляторе не предоставляются длительные свидания до трех суток).

После принятия инициированного Надеждой Савченко закона уменьшится количество не только лиц, содержащихся под стражей, но и осужденных, отбывающих наказание в колониях.

— Хорош ли закон, покажет время. На данный момент он стал новогодним подарком для лиц, находящихся в местах лишения свободы, и их родственников, — говорит Елена Асотская.

Раньше срока на свободу выйдут убийцы
Не пожелавший себя назвать информированный источник озвучил «ВХ» еще одно опасение. Благодаря фактическому сокращению срока наказания на свободу вместе с остальным контингентом выйдут осужденные за убийство и другие тяжкие преступления. Например, пару лет в СИЗО им засчитают за четыре года, таким образом они на два года раньше покинут места не столь отдаленные.