Харьковчане недоумевают: почему в то время как стоимость нефти на мировом рынке ежедневно обновляет очередной минимум, цена бензина на украинских автозаправках остается довольно высокой?
«Вечерний Харьков» обратился за комментарием к эксперту.— На самом деле падение цены на бензин есть, — не соглашается президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук. — Но не такое, как нам всем хотелось бы.
По его словам, за полтора года цена на нефть упала в три раза, но за тот же самый период и гривна подешевела более чем в 3,5 раза. А поскольку 80% бензина и дизтоплива сегодня импортируется, то и ощутимого падения цен на него мы не наблюдаем.
— Кроме того, налог на нефтепродукты (47%) начисляется в евро, а платится в гривне. То есть государство обезопасило себя от «экспериментов» НБУ — чтобы не происходило на валютном рынке, бюджет свой эквивалент получает стабильно, — объясняет Леонид Косянчук.
Более того, по словам эксперта, сейчас на рынке нефтепродуктов — максимально низкие цены, поскольку зимой всегда низкий спрос на топливо.
Однако уже в 20-х числах января автозаправки начнут менять ценники. Это связано с повышением с 1 января акцизов на нефтепродукты на 13%, принятых Верховной Радой.
— Рост цен начнется после того, как будут растаможены новые партии нефтепродуктов по новым акцизным ставкам. А учитывая, что в депрессивный период особо больших запасов никто не делает, потому что хранение тоже стоит денег, я предполагаю, что последствия этого мы почувствуем где-то в 20-х числах января.
Давать прогнозы, на сколько вырастет цена на автомобильное топливо, эксперт не берется: прогноз погоды можно считать точной наукой по сравнению с прогнозами на нефтерынке, говорит он. Слишком много факторов, в том числе и форсмажорных, влияют на этот процесс.
— Мы не знаем, как поведет себя внешний рынок — те же арабские страны. Как это скажется на поставках, потреблении. Поэтому рынок сегодня работает в режиме решения неприятностей по мере их поступления, — говорит Леонид Косянчук.
Более того, эксперт не исключает даже дефицита автомобильного топлива.
— 4 января ситуация серьезно усугубилась в связи с тем, что нефтепродукты почему-то вдруг выпали из перечня так называемого критического импорта, то есть НБУ уже не рассматривает их как важнейший для экономики и жизни страны продукт, — говорит Леонид Косянчук. — И согласно своему Постановлению № 124 от 23 февраля 2015 года НБУ не продает теперь валюту главному импортеру нефтепродуктов в Украине, а перешел в режим одноразовой сделки по предоплате 500 тысяч долларов. Все, что свыше, — по аккредитиву (условное денежное обязательство, принимаемое банком. — Прим. ред.). 500 тысяч в масштабах Украины — это по ведру через границу каждому. Аккредитив же украинского банка никому не нужен даже в самой Украине — крупные поставщики такую форму расчета не принимают. Поэтому это очень большая проблема, особенно в преддверии начала подготовки к посевной.