Харьковский филиал института «Укрниипроектреставрация» приготовил своему 20-летию выставку под названием «Сокровища фасадов старого Харькова». Выставка прошла в Доме архитекторов.

О цели выставки рассказал ее вдохновитель и организатор — директор Харьковского филиала института «УкрНИИпроектреставрация», член правления Союза архитекторов Украины, член-корреспондент Академии архитектуры Украины, действительный член Международного комитета охраны памятников и исторической среды при ЮНЕСКО Владимир Новгородов. 

— Сегодня архитекторы, которые практикуют в Харькове, даже не представляют масштабов архитектурного богатства, которым обладает Харьков, — говорит Владимир Новгородов. — Мне хотелось напомнить всем, что лицо Харькова складывалось веками, здесь работали прекрасные мастера, а все, что мы видим на выставке — это сокровища, которым нет цены. Эти сокровища стоят просто под открытым небом, многое уже разрушено и многого, к сожалению, уже никто не увидит. Но здесь представлены фотографии того, что, слава Богу, сохранить удалось. 

Сегодня в условиях нового проектирования реставрацию проводят новыми материалами, по новым строительным технологиям. Они упрощают вид здания, не всегда вписываются в контекст исторической среды.
Владимир Евгеньевич надеется, что наши архитекторы, посмотрев на выставке, чем обладает Харьков, смогут воспользоваться какими-то композиционными приемами и деталями, чтобы процесс развития архитектурного лица Харькова проходил преемственно. 

На выставке представлены чертежи и фото объектов, которые прошли через руки специалистов института — реставрированные старые памятники архитектуры и новые объекты: храмы, торгово-офисные и банковские здания, вписанные в историческую среду. Есть и чертежи зданий, которые уже канули в Лету.
Это достаточно серьезные памятники первой половины XIX века, которые ушли буквально за последние десятилетия.
Размещены также на выставке около полутысячи фотографий 150 старых харьковских фасадов. И это только половина того, над чем трудились реставраторы: из собранных материалов можно было сделать еще одну такую выставку. 

— Эти отдельные детали и фрагменты зданий на самом деле просто уникальны. Такими деталями могли бы гордиться и Санкт-Петербург, и Вена и даже Париж, — уверяет Владимир Новгородов. — Я сравнивал то, что здесь изображено, с отдельными фрагментами фасадов Западной Европы: уровень, на котором выполнены работы в Харькове, совершенно не уступает западноевропейскому. И это не только мое мнение.
Мне приходилось водить по городу специалистов по истории архитектуры — и немцев, и французов, и англичан, и поляков, и россиян. Все они в один голос говорят, что Харьков — настоящий европейский город, который не получил еще адекватного звучания ни в Европе, ни на Украине. 

Возраст харьковских фасадов разный. Есть здания XVII века — Покровская церковь, например, есть и послевоенные постройки. Но в основном старый Харьков — это дореволюционные дома — их создавала плеяда выдающихся архитекторов.
На лице нашего города сказалось то, что большинство из них получили блестящее образование в Санкт-Петербурге. 

Своей выставкой Владимир Новгородов не только разбудил ностальгию, но и лукаво пустился в интригу. «Материалы, которые здесь представлены, являются загадкой даже для наших архитекторов. Я многим из них показывал фрагменты, и они не догадываются, где и в каких именно местах расположены эти архитектурные детали и лепные украшения.
Чертежи подписал все — указаны адрес, название объекта, дата строительства и архитектор. А фотографии я специально не подписывал, чтобы сохранить некую загадочность, чтобы люди посмотрели, удивились и им захотелось найти это в городе в натуре», — улыбается Владимир Евгеньевич. 

Начальник управления градостроительства и архитектуры, главный архитектор Харькова Сергей Чечельницкий на вопрос корреспондента о дальнейшей судьбе ветхих городских фасадов ответил: 
— Это зависит от того, как будет складываться экономическая судьба страны. Архитектура напрямую зависит от денег.
И я, и все харьковские архитекторы готовы сделать все, что от нас зависит, чтобы наш город был прекрасным. u1059 У нас красивейшие фасады. Есть объекты, которые реставрируются, и это здорово, но есть и те, которые просто погибают, и все упирается в одно и то же. Мы проезжаем мимо здания на Полтавском шляхе № 35 — и душа болит. Это один из шедевров нашего города, а дом умирает на глазах. Это может закончиться плачевно. У нас в центральной части города подобные случаи уже были: шикарные дома были в таком состоянии, что ремонту они уже не подлежали и их выводили из памятников архитектуры. Чтобы построить, реставрировать любой объект города — нужно иметь несколько составляющих. Мало иметь талантливого архитектора — еще невероятно важно иметь талантливого инвестора и талантливую власть. Не зря мы говорим «сталинка», «хрущевка». Это — влияние власти. 

— А как, на ваш взгляд, будут ли названы нынче строящиеся дома именами нынешней власти? — интересуется наш корреспондент у главного архитектора города. 

— Для того чтобы чьим-то именем назвали — вклад должен быть значимым. Во времена Хрущева было застроено очень большое количество зданий — и Новые дома, и Павлово поле.
Сейчас такого объема строительства нет. А вообще история покажет, — говорит Сергей Чечельницкий.