Нежная поверхность березовой коры с удивительной текстурой, прорисованными природой черточками, бугристыми наростами и глубокими черными трещинами подсказывает художнику тему его работы.

Как шелковистая березовая корка превращается в произведение искусства, харьковчане могут увидеть на выставке графики на бересте, открывшейся в Харьковском художественном музее.

Автор выставки — художник-аматор Светлана Клецова. В ее экспозиции — более полусотни графических работ, выполненных на бересте. По специальности Светлана Ивановна — математик-программист, но больше четверти века назад увлеклась берестой и продолжает заниматься этим сложным творчеством. Светлана рисовала с детства, но это были акварели на бумаге, а с берестой она совсем не была знакома. Премудрости рисования на непростом материале осваивала в конце 1980-х годов самостоятельно — без Интернета и почти при отсутствии специальной литературы.

— Сначала у меня ничего не получалось, и сейчас первые кусочки бересты, на которых я пробовала рисовать, выглядят смешно. Но все начинают с азов, и потихоньку я научилась понимать бересту. Училась методом проб и ошибок, а подчас и разочарований. Года через три у меня стали появляться вполне достойные работы, — вспоминает Светлана Ивановна.

Художница обдирала бересту с забора


Березовый материал — не бумага для рисования, которую можно запросто купить в магазине. Светлана Клецова — горожанка, живет на Павловом поле. Чтобы найти бересту, нужно очень постараться, к тому же художница никогда не снимает кору с живых деревьев. Она дает вторую жизнь уже поваленным березам. Часть бересты привозит из села, где живут родственники, но часть ценного материала удается иной раз обнаружить в городе — например, в период, когда в городе пилят деревья. Находки бывают неожиданными.

— Когда строили метро «Ботанический сад», территорию строительства ограждали забором. Ограда была из сосновых досок, а вот столбики, к которым их прибивали, были березовыми, и мы с мужем их обдирали, — признается мастер. — На подготовку материала уходит немало времени. Найти бересту — одна проблема: важно найти подходящий материал. Во-первых, для работы годится береза не всех сортов, во-вторых, хорошая береста должна быть не очень тонкой и не очень толстой. Кроме того, кору с березы очень трудно снять — она как бы приклеена к бревну. Легче снимается кора с сырых, подгнивших и недавно спиленных деревьев, но на мокрой бересте невозможно рисовать: она вязкая или трухлявая, цвет в ней не тот. Правда, я ничего не выбрасываю — складываю в мешок на балконе и жду, когда он подсохнет. Подготовить такую бересту к работе — очень хлопотное дело: ее нужно выпрямить, обработать.

С годами появилась своя манера


Береста — мягкий материал, который хорошо поддается гравировке. Но один из главных секретов творчества на бересте — коричневый пигмент, который должен проявиться после процарапывания коры, поэтому пригодность найденного материала художница сразу пробует ногтем или любыми оказавшимися под рукой острыми предметами — даже ключами от квартиры. С годами Светлана Клецова выработала собственную манеру работы.

—  Моя задача — процарапать, прорисовать рисунок так, чтобы на бересте был виден коричневый след. Поэтому я использую карандаши с очень твердым стержнем, чтобы на бересте не оставался, как на бумаге, черный след, или пользуюсь длинными, около 15 см длиной, колючками канадской акации, — делится автор.

С березами на одной волне


За годы общения с берестой художница научилась понимать особенности березовой коры и относится к ней как к самодостаточному материалу. Чтобы рисунок сочетался с природной живописью и текстурой коры, Светлана Ивановна включает в них и черточки, которые могут быть самыми разными, — светлыми и темно-коричневыми, редко или густо расположенными, а также сучки, которые дают изображению глубину, и бугристые наслоения коры, и черные, будто рубленые топором трещины, которые можно воспринимать как скалистый берег, земную поверхность или каменную кладку стен.

Главная тема работ Светланы Клецовой — православные храмы. Портреты на покрытой штрихами бересте не очень хороши, считает художница, а вот изображения старинных храмов очень уместны. Теме храмов посвящена и экспозиция в музее.

Выставку графики на бересте можно посмотреть до 18 февраля.