Гость редакции ВХ — советник главы Харьковской областной государственной администрации по правовым вопросам, залуженный юрист Украины, кандидат наук по физической культуре и спорту Сергей Стороженко.

«Коренных изменений пока не произошло»


— Добрый день, Сергей Михайлович. Беспокоит Илья. По вашему мнению, что-то поменялось в правоохранительной системе с момента упразднения милиции?

— Изменения есть, но пока  не могу сказать, что мы удовлетворены работой полиции.  После изменения вывески полиция еще не стала сервисным центром по обслуживанию честных и добропорядочных граждан. Коренных системообразующих изменений пока не произошло. Но определенные изменения все же есть — некоторые работники этой структуры не выдержали новых требований Закона «Об очищении власти» и ушли. Люстрационные процессы проведены, многие лишились своих должностей. Аттестацию прошли не все. Она достаточно жесткая. Но все же это не тот орган, который полностью реформирован и который ожидают увидеть не только харьковчане, но и все граждане Украины.

Есть одна составляющая во всей полицейской структуре —  патрульная служба, работающая в девяти городах Украины. Эта структура создана заново, туда пришли работать совершенно новые люди, прошедшие серьезный отбор. Патрульная служба действительно реформирована, я ей доверяю. Несмотря на многочисленные попытки ее опорочить.

— А что касается других подразделений, вошедших в состав полиции?

— Главные изменения — это кадры. Но ядро осталось. Руководство аттестационных комиссий посчитало, что остались только честные, не подкупные и не способные на подлость люди. Но сохранилась и сама организация, которая поколениями работала в соответствии со стандартами и принципами старой системы. Главная задача новой структуры — научиться любить свой народ и работать во благо людей. Остальные функции системы останутся. Главное — стать органом, который будет оперативно и чутко реагировать на все обращения, заявления и жалобы каждого гражданина. Но пока об этом говорить рано. При этом нужно помнить, что граждане обращаются в полицию в среднем 7000 раз в неделю, в основном это обращения по криминальным проявлениям, каждое из которых регистрируется и по каждому выполняются предусмотренные законом действия. И когда кто-то обвиняет полицию в бездействии, должен учитывать, что на обработку каждого обращения уходит определенное время, а это значит, что полиция работает, не бездействует.

— Чаще ли раскрываются преступления?

— На мой взгляд, раскрываемость не на том уровне, который бы хотели видеть граждане и власть. С другой стороны, когда мы начинаем спрашивать с полиции процент или уровень раскрываемости, мы побуждаем ее совершать действия, которые не одобряются обществом.

— Вы имеете в виду так называемое выполнение планов?

— Общество возражает против четких установок по выполнению планов, но требует соблюдения принципа неотвратимости наказания за совершенное преступление. Как совместить эти два требования? Это сложный вопрос. Например, в США раскрываемость квартирных краж на уровне 32%. На мой взгляд, это очень мало. У нас за последние два года уровень приблизительно такой же – до 40%. Но зато гораздо выше уровень раскрываемости умышленных убийств. Ведь когда мы слышим, что в каком-то райотделе применили физическое или психологическое воздействие на человека, мы не всегда понимаем, для чего это делается. Как правило, не потому что там садисты работают, а потому что необходимо повысить показатели раскрываемости. Требовать от полиции количество, а не качество — это путь, который ее побуждает совершать должностные преступления. Поэтому, когда мы говорим о раскрываемости, мы должны говорить о стандартах полицейской работы, которые заключаются в технической оснащенности, глубоких познаниях криминалистики, формах и методах работы полицейского, в умении раскрывать по горячим следам (если это тяжкие преступления), взаимодействии с общественностью.

Суд до сих пор рассматривает дело мэра Люботина


— Добрый день. Это звонит Тамара Ивановна. Сколько фактов коррупции было выявлено за последнее время среди правоохранителей ? Кого уже наказали?

— Такой статистики пока нет. В прошлом году двое полицейских были изобличены в коррупции. В этом году — четверо. Поэтому у нас рост 100%. Но играть с цифрами нельзя. С точки зрения привлечения к административной ответственности составлено 110 протоколов в различных отраслях (образование, медицина, органы местной власти, сельсоветы и пр.), при этом по уголовно наказуемой коррупции — заведено 96 производств о взяточничестве (военкомы, сотрудники органов власти, сельские головы, прокуроры, работники милиции). Еще очень многое зависит от самих граждан. Все привыкли носить подарки, благодарить за какие-либо услуги по собственной инициативе, даже когда не просят. Если граждане перестанут давать сами, перестанут и брать. А вообще, на состояние коррупции влияет около 200 факторов.

— Как пресекается коррупция в местных органах власти?

— Существует навязанное обществу мнение, что вся власть коррумпированна, оно всячески подогревается в политических целях. На моих глазах работает много людей, и я не могу сказать, что они втянуты в коррупционные процессы. Но фактов таких много: и в жилищно-коммунальной сфере, и там, где решаются земельные вопросы. Если такие факты вскрываются, то мы боремся жестко и принципиально: передаем материалы в органы прокуратуры с требованием привлечь к ответственности. Должен сказать, что некоторые работники ОГА, в частности жилищно-коммунального Департамента, уже находятся в бегах потому что мы инициировали расследование подобных фактов и обратились в СБУ и органы прокуратуры. Мы не собираемся мириться с такими проявленими. Потому что коррупция — это угроза существования независимой Украины.

— А есть яркие примеры таких разоблачений?

— Из ярких могу привести пример мэра г. Люботина. Его задержали с поличным при получении крупной денежной суммы. Правда, дело в суде рассматривается уже так долго, что всем интересно, когда же восторжествует  справедливость?

«Нам нужны избираемые мировые судьи»


— Здравствуйте. Вас Елена беспокоит. В одном из интервью вы сравнили суды с аукционами. Что сейчас происходит в судебной власти? Означает ли увольнение одного судьи началом очищения этой ветви власти? Или это пока точечная мера?

— Один случай не позволяет характеризовать состояние дел в судебном корпусе. С момента того интервью мое мнение не изменилось, хотя я знаю много судей порядочных, честных и верных закону. Но и эта ветвь власти поражена коррупцией.

— На Антикоррупционном форуме в Харькове было предложено ввести институт независимого оценивания деятельности судей со стороны общественных организаций; учредить выборность судей и отменить их пожизненное назначение; усилить ответственность за коррупцию; провести люстрацию; ликвидировать монополию адвокатов в судах и разрешить представительство граждан юристам-специалистам? Насколько это рационально?

— Эти предложения уже основаны на существующей системе правосудия. Но она будет реформироваться. Какой она должна быть? Если мы придерживаемся европейского вектора развития, мы должны понимать, что нам нужны избираемые мировые судьи. На 50 000 населения должен быть приблизительно один мировой судья. Например, в Дзержинском районе, где проживает около 200 тысяч харьковчан, требуется четыре-пять судей, которые будут решать любые вопросы. Остальные судьи, на мой взгляд, должны назначаться. Пожизненно или нет, сложно сказать. Ведь пожизненность статуса — это независимость судьи от политических веяний. Но в нашей стране это больше похоже на привилегию. В США президент назначает федеральные составы судов, и считается, что эта система одна из лучших в мире. Но при этом президент не может уволить назначенного им судью. Вот в чем система сдерживания противовесов. Для сравнения: у нас около 60 членов Верховного cуда, а в США — 9. У нас люди зачастую даже не знают, в какой суд обращаться. А у нас их четыре уровня. Суд должен быть простой и понятный, он должен быть властью, которой люди доверяют.

— А были ли на Антикоррупционном форуме предложения, которые стоит взять во внимание?

— Очень хорошо, что собрались активные, заинтересованные в реформах люди и пообщались. Однако я практик. Общество во всем мире уже выработало формы и методы борьбы с коррупцией. Нужно их просто применять на практике. На форуме были народные депутаты Украины, которые вправе внести изменения в законодательство, издать необходимый нормативный акт или потребовать, чтобы Кабмин выдал соответствующее постановление в той сфере, где что-то не работает. А критиковать умеют все.

— Добрый день. Николай Сергеевич беспокоит. Осенью губернатор призывал сообщать о фактах коррупции по телефону. Есть такие обращения?

— Да, эта телефонная линия работает. За это время поступило около 2500 звонков. К сожалению, преимущественно сообщают о бытовых проблемах, неурядицах с соседями. Говорят обо всем. Из всего количества звонков только около 10% имеют какой-то намек на коррупционные действия. И эти факты тщательно изучаются. Мы не оставили без реагирования ни одно сообщение. Один из заместителей губернатора лично рассматривает каждое сообщение и направляет его по назначению. И есть уже админпротоколы по некоторым заявлениям, решения и меры другого воздействия.

Что происходит с магазинами Symbol?


— Сергей Михайлович, Ольга Максимовна звонит. Можете прокомментировать обвинения собственников сети магазинов «Симбол» в том, что правоохранители действовали с нарушением закона во время обыска?

— Чтобы комментировать такие заявления, нужно было находиться на месте проведения обыска. Обыск — это принудительная мера при проведении расследования, а не добровольная. Постановление на проведение обыска выдано судом, а значит, это законное действие. Почему владельцы, если они видели нарушения, не обратились в суд, в прокуратуру? Есть сторона, которая говорит, что обыск проведен незаконно. Есть другая сторона – следственные органы, которые свидетельствуют, что если суд дал разрешение, значит, их действия законны. А есть третья сторона, о которой умалчивают, но которая говорит, что обыск правомерен, потому что там якобы контрафактная и контрабандная продукция. Лично я за то, чтобы расследовали. А если кто-то нарушил закон в ходе обыска, он должен быть привлечен к ответственности.

— Сергей Михайлович, здравствуйте. Меня зовут Лидия Александровна. У меня просьба. Посодействуйте, пожалуйста, в решении вопроса об оборудовании пешеходного перехода на перекрестке проспекта Науки и переулка Отакара Яроша. Спасибо.

— Действительно, городской совет рассматривал обращения граждан об оборудовании пешеходного перехода в данном месте. Специалисты в области организации безопасности дорожного движения  считают, что нет необходимости оборудовать его на этом участке, поскольку недалеко установлен светофорный объект. Если установить в этом месте пешеходный переход, мы создадим дополнительные заторы на проспекте Науки. Возможно, в будущем при достаточном количестве средств в этом месте можно будет установить подземный переход. Для наземного, к сожалению, нет необходимых условий.

— С какими просьбами к вам обращаются переселенцы?

— В Харьковской области только официально зарегистрированных временно перемещенных 209 тысяч человек. Я думаю, их около 300 тысяч. Они обращаются с разными вопросами, но преимущественно социальными: назначение или оформление пенсий, льгот, истребование утерянных документов, определение детей в детские сады и школы, а также бытовые и хозяйственные вопросы.

— Часть переселенцев до сих пор живет в лагере «Ромашка», в Чугуеве, в Лозовой. А условия проживания там отнюдь не самые лучшие. Как-то продвигается вопрос с дальнейшим расселением или благоустройством их нынешнего места проживания?

— Резерва жилищного фонда нет. Мы прекрасно понимаем, что люди бежали от войны. И все областные службы стараются облегчить их жизнь. Но каждому предоставить квартиру или машину мы не можем. Одна надежда на то, что война скоро закончится и закончится она победой разума.

— Работает ли общественная приемная губернатора?

— За 2015 год к губернатору обратились более 40 тыс. граждан. Требования, изложенные законно и обоснованно с точки зрения нормативных актов, удовлетворены. Самый большой комплекс вопросов — жилищно-коммунальный. Также много вопросов, связанных с образованием, здравоохранением. Каждый вопрос рассматривается профильными специалистами и в обязательном порядке юридической службой. Все получают мотивированный ответ.

Личное дело
Сергей Михайлович Стороженко родился 21 ноября 1949 года в г. Харькове. Имеет два высших образования: юридическое (Харьковский юридический институт – выпуск 1972 г.) и спортивное (Харьковская государственная академия физкультуры – выпуск 2004 г.). Почти 25 лет проработал в органах прокуратуры, занимал различные должности – от следователя по особо важным делам до первого заместителя прокурора Харькова. В 1992 -1995 гг. – член Харьковского областного суда. С ноября 1994-го занимал ряд руководящих должностей в Харьковском облсовете и облгосадминистрации. С июля 1999-го по август 2000-го был проректором Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина. В 1996-2000 гг. – президент Харьковской областной федерации футбола, затем первый вице-президент Федерации футбола Украины (покинул этот пост в ноябре 2013 г. по состоянию здоровья). С марта 2014 является советником председателя ХОГА по правовым вопросам.

Председатель Спортивно-медицинского комитета и Комитета по аттестации футбольных клубов. Член исполкома и президиума ФФУ. Член юридического комитета УЕФА в двух каденциях. Один из организаторов проведения ЕВРО-2012 в Украине и Харькове.

Награжден орденом «За заслуги» I, II и III степеней.