Муниципальная галерея продолжает «экспансию» западноукраинских художников в Харьков.

9 февраля здесь открылась выставка графики и керамики Сергея Григоряна Freakлектика.

Сергей Григорян приезжает в Харьков уже третий раз, причем каждая его экспозиция — провокация и троллинг. Он наделал много шума своим перформансом в 2014 году на фестивале молодежных проектов NonStopMedia-VII, рассказывает заместитель директора Муниципальной галереи Марина Кoнева. В 2015-м художник из Ивано-Франковска принимал участие в проекте «Границы доверия» в ЕрмиловЦентре и снова не остался незамеченным.

Нынешняя выставка и вовсе носит предупреждение — 18+, т. е. «детям» до восемнадцати вход запрещен. И это не случайно. В экспозиции — сплошная провокация в гипертрофированных изображениях мужской и женской анатомии на графических работах и керамике, а также соленые шутки и «сороміцькі» коломийки собственного сочинения. Как выяснилось, провокация вполне в характере Сергея Григоряна.

— Когда я был маленьким, любил делать маленькие гадости — например, когда в школе дети бегали на переменках, я ставил им подножки, — делится счастливыми детскими воспоминаниями Сергей. — С этим ничего нельзя поделать — ни перевоспитать, ни переучить: такой уж у меня склад характера. Вообще-то художник выполняет в современном обществе роль юродивого. Он может провоцировать людей, и провокация интересна — с ней интереснее жить. До сих пор все мои проекты были очень культурными, но мне захотелось немножко поэкспериментировать. Мне очень понравились нецензурные коломийки, но жаль, что их спрятали и не показывают. Ходят слухи, что раньше у аутентичных народных мастеров на печном кафеле тоже были эротические провокационные сюжеты, но в Ивано-Франковске такое не показывают. Между тем это огромный пласт культуры. Зачем нам нужно японское или немецкое порно, зачем слушать группу «Ленинград», заимствовать у кого-то что-то провокационное, если у нас есть свое? Но оно от нас спрятано.

Расписанная керамика — одна из любопытных граней в работах Сергея Григоряна, причем к этому виду искусства художник шел тернистыми путями.

— В качестве материала я выбрал гуцульские печные изразцы, — делится Сергей Григорян. — В Карпатах, в Косове познакомился с народными мастерами. После литра водки они увидели, что более-менее нормальный и пустили меня в мастерскую. Договорились, что мне дают кусок глины, который я буду разрисовывать пигментами, а они сами займутся обжигом. У этих мастеров много секретов, которые они никому не выдают. Гуцулы хитрые! Неслучайно существует пословица: когда родился гуцул, еврей заплакал.

Сергей не откажется приехать в Харьков снова.

— Мне очень нравится выставляться в Харькове, — делится художник. — Это очень интересный город, к тому же похож на города Западной Украины — старинной архитектурой, брусчатыми улицами и расположением на холмах. А кроме того, здесь живут интересные люди.

Выставка завершится 27 февраля.