Своего рода служебный кинороман Алисы Фрейндлих с Эльдаром Рязановым завязался не сразу.

Познакомились они еще в те времена, когда Фрейндлих пробовалась на главную роль в «Гусарской балладе». Тогда Рязанов отказал молодой актрисе, но сделал это весьма галантно: «Ваша неистребимая женственность помешала мне взять вас на роль мальчика». Кавалерист-девицу, как известно, сыграла Лариса Голубкина. Пробовал Фрейндлих Эльдар Рязанов и в «Зигзаге удачи» — на роль председателя месткома фотоателье, старой девы Алевтины. А Алиса Фрейдлих как раз в тот период забеременела, и роль сыграла Валентина Талызина. Должна была Алиса Бруновна стать и Надей в «Иронии судьбы», но снова возникли препятствия.

К Алисе Фрейндлих режиссер всегда относился по-особенному — брал ее на те роли, в которых она смотрелась бы безукоризненно, и впоследствии ни она сама, ни зритель не могли обвинить ее в чем-либо. Именно по этой причине сотрудничеству режиссера и актрисы долгое время что-то мешало. С одной стороны, Рязанов отказывал Фрейндлих, с другой же — признавал, что отказ связан исключительно с тем, что она чрезвычайно женственна для той роли, на которую претендовала.

Но снять замечательную актрису режиссеру очень хотелось. Поэтому перед третьей попыткой Рязанов заранее заручился согласием Фрейндлих, которую утвердил без проб, и только после этого стал подбирать остальной ансамбль «Служебного романа». Впрочем, без проб, «по любви», были также приглашены Андрей Мягков, Светлана Немоляева, Лия Ахеджакова, Олег Басилашвили и Людмила Иванова.

По словам Алисы Фрейдлих, именно кинороли сделали ее знаменитой, однако театральные режиссеры, с которыми она работала, старались не отпускать ее сниматься в кино.

— Чтобы я сыграла в «Служебном романе», Рязанову пришлось специально ехать к Владимирову (муж актрисы и худрук Театра им. Ленсовета, где она служила), — вспоминает Алиса Фрейдлих. — Он сидел у нас дома и уговаривал, чтобы тот отпустил меня в кино. Владимиров не очень охотно, но дал добро на эти съемки. Потребовав: «Чтобы ничто в репертуаре не пострадало! Вот пускай мотается туда-сюда».

Алиса Фрейндлих включилась в работу с азартом. Сюжет привлек ее метаморфозой героини: «Мне было неинтересно войти в роль и точно такой же выйти из нее». Если смотреть как бы отдельно начало и конец фильма, то может показаться, что Людмилу Прокофьевну играют две разные актрисы. Фрейндлих самолично подбирала убогий костюм «мымры», совершила, по сути, женский подвиг, позволив изуродовать себя гримом. Зато молниеносно преобразилась в свете любовной интриги, продемонстрировав зрителю все грани своего обаяния.

Актриса до сих пор с теплотой вспоминает о периоде работы со знаменитым кинорежиссером.

— Но даже при этой загрузке с Рязановым мне работалось замечательно и легко, — продолжает актриса. — Он обожает театр и любит театральных артистов. Поэтому для него съемка близка к театральному процессу, он старался снимать последовательно, чтобы вилась ниточка ролевая, чтобы по дороге не терять петли от этого полотнища. И, как и Владимиров, Рязанов за камерой хрюкал от удовольствия, если видел, что мы хорошо играем. Он разрешал всяческую импровизацию, тем более что сам был автором сценария. Но при этом у Рязанова всегда в руках были ножницы, и если ему что-то казалось лишним, он имел возможность это вырезать.

«Служебный роман» вышел на экраны 26 октября 1977 года. И уже в 1978 году его посмотрело больше 58 млн человек. По результатам читательского опроса журнала «Советский экран», комедия Эльдара Рязанова была названа лучшим фильмом года. Ходили даже разговоры, что после просмотра картины сотни тысяч одиноких женщин отправились в парикмахерские — сделать прическу как у Алисы Фрейндлих и к портнихе — сшить такое же платье.

— С Рязановым мы одной крови, он перфекционист во всем, — говорит Фрейндлих. — Нас самих захватила эта история... Но мы и предположить не могли, каким будет результат. На «Служебный роман» никто особой ставки не делал. Хотя многие картины, на которые сами создатели возлагали огромные надежды, из памяти зрителей исчезли бесследно.
По материалам tele.ru