Гость редакции «ВХ» — проректор по научно-педагогической работе Украинского государственного университета железнодорожного транспорта, кандидат технических наук, доцент, почетный железнодорожник Артур Каграманян.

УкрГУЖТ стал участником программы Евросоюза


— Добрый день, Артур Александрович. Меня зовут Светлана. Расскажите, пожалуйста, как университет, который вы представляете, попал в программу Европейского союза?

— Украинский государственный университет железнодорожного транспорта начал работу как партнер консорциума проекта Европейского союза «Магистр инфраструктуры и эксплуатации высокоскоростного железнодорожного транспорта» в 2012 году. Участие УкрГУЖТ в проекте состоялось по предложению администрации французских железных дорог и главного координатора проекта — французской Национальной консерватории искусств и ремесел. Основная специализация этого вуза — дополнительная профессиональная подготовка. Он проводит подготовку в учебных центрах 28 регионов Франции и в вузах-партнерах 40 государств мира. Форма обучения — в основном вечерняя и заочная. Как правило, по программам Национальной консерватории искусств и ремесел учатся специалисты, уже работающие на производстве и желающие совершенствоваться, получить второе высшее образование, делать карьеру в своей отрасли. Украина присоединилась к проекту Tempus в 1993 году. На сегодняшний день в ней приняло участие более 130 вузов страны. За этот период высшие учебные заведения Украины достигли значительных успехов в интернационализации образования на основе опыта Евросоюза.

Высокоскоростные магистрали нужно организовывать по французскому опыту


— А в чем особенность Tempus IV, участником которой стал ваш вуз?

  — Цель программы Tempus IV — модернизация существующих и создание новых учебных программ в сфере IT-технологий, инженерии, инфраструктуры и эксплуатации высокоскоростного железнодорожного транспорта, медицинЫ и т. п. Учебная программа подготовки магистров, включающая 23 учебных модуля, разработана по европейским стандартам ведущими специалистами университета и его партнерами — учеными шести вузов из пяти стран: Франции, Украины, России, Польши и Латвии. Эта программа универсальна, и очень важно, что в ее разработке участвовали не только ученые, но и практики — инженеры железных дорог Франции, Украины, России и Польши. Программа имеет две подпрограммы: эксплуатация высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ) и инфраструктура ВСМ. Они охватывают весь спектр знаний и навыков, связанных с проектированием, строительством и эксплуатацией высокоскоростных магистралей. Обучение первой группы магистрантов наш университет провел по подпрограмме «Эксплуатация ВСМ», которая включает в себя 16 модулей. Кроме того, ученые университета разработали учебное пособие «Особенности эксплуатации и обслуживания высокоскоростных поездов». Вторая группа магистрантов проходит обучение по обеим подпрограммам. Обучение магистрантов первой группы проходило в рамках основной специальности университета «Организация перевозок и управление на транспорте» по специализации «Организация высокоскоростного движения». Продолжительность обучения по программе ЕС Tempus IV рассчитана на год и четыре месяца.

Вручение первых французских дипломов состоится в марте


— Добрый день. Артур Александрович? Меня зовут Олег Борисович. Слышал, что в вашем вузе работает программа, по которой можно получить не только отечественный, но и европейский диплом. А кто может обучаться по этой программе?

— Участником программы может быть выпускник высшего учебного заведения, имеющий степень бакалавра. Ему необходимо обратиться в приемную комиссию нашего университета, которая находится по адресу: площадь Фейербаха, 7, аудитория 1.122.

— А кто уже стал участником программы?

— В первом потоке магистрантов обучались специалисты, которые уже работают на предприятиях железнодорожного транспорта. Во втором потоке обучаются выпускники бакалавриата нашего университета — 60 человек.

— Добрый день, Артур Александрович. Вам звонит Сергей Николаевич. Университет предлагает студентам два диплома — украинский и французский. А какие специальности получают выпускники?

— По итогам обучения выпускники магистратуры получают два диплома (в Европе эта программа называется 2Д): диплом УкрГУЖТ по всем аккредитованным специальностям нашего университета. Второй диплом выдает французский вуз по специальности «Менеджер высокоскоростных железнодорожных систем».

В Украине появятся специалисты по скоростным магистралям


— А участники первого потока уже выпустились?

— В рамках программы ЕC Tempus IV в университете состоялась защита 13 магистерских работ по проекту MieGVF «Магистр инфраструктуры и эксплуатации высокоскоростного железнодорожного движения». Темы выпускных работ были посвящены развитию высокоскоростного движения в Украине на основе мирового опыта. Приглашаю 10 марта на церемонию вручения нашим выпускникам дипломов Национальной консерватории искусств и ремесел Франции. Дипломы будут вручать ректор нашего университета профессор Сергей Владимирович Панченко и ректор французского вуза профессор Оливье Фарон.

В Украине готовятся к появлению высокоскоростного движения


— А какое будущее открывается перед выпускниками Tempus IV?

— Знания, которые получат выпускники, позволят им работать в Европе. Но мы очень надеемся, что они будут развивать свой потенциал в нашей стране и внедрять высокоскоростное движение в Украине.

— В этом году программа Евросоюза в вузе завершается?

— Проект рассчитан на четыре года, но уже есть устная договоренность между нашим вузом и Национальной консерваторией искусств и ремесел о продлении проекта до 10 лет. Кроме того, в 2014 году стартовала другая программа Евросоюза «Эразмус плюс», которая будет действовать до 2020 года. Наш университет подал заявку на участие в этой программе.

За высокоскоростной железной дорогой будущее


— Артур Александрович? Здравствуйте. Вам звонит Андрей. Скажите, а не рано ли сейчас готовить специалистов для высокоскоростной железной дороги, для появления которой в Украине пока не видно перспектив?

— Ученые называют высокоскоростное движение «межрегиональным метро», и эта услуга очень востребована во всем мире. Сейчас в Украине около половины поездов на некоторых участках идут со скоростью 160 км/ч, а высокоскоростной транспорт Франции развивает на некоторых участках скорость до 400–450 км/ч. Учитывая географическое положение Украины, нам от высокоскоростного железнодорожного движения не уйти, а для эксплуатации таких магистралей важнейшим является вопрос подготовки специалистов. Приведу пример. В бывшей Российской империи регулярное железнодорожное движение началось в 1837 году, а подготовка инженеров для него стартовала намного раньше — в 1809 году. Конечно, развитие высокоскоростного движения требует колоссальных капиталовложений, но за ним будущее.

Личное дело
Артур Александрович Каграманян родился 19 июля 1958 года в Азербайджане. В 1980 году окончил механический факультет Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта. Трудовую деятельность начал в 1980 году в вагонном депо. С 1982 года работает в Украинском государственном университете железнодорожного транспорта. Заслуженный работник транспорта Украины. Женат, имеет дочь и внучку. Хобби — коллекционирование головных уборов народов мира.