В свое время он продал доверчивым харьковчанам около 350 липовых путевок и сбежал за границу. Эпопея с выдачей иностранного афериста украинским правоохранителям длилась более шести лет.

Турция своего гражданина не выдала бы


– Это одно из самых уникальных дел в моей практике, – поделился с «Вечерним Харьковом» начальник отдела международно-правового сотрудничества прокуратуры Харьковской области Максим  Белоусенко.

Карьеру туроператора в Харькове турецкий мошенник начал в 2008 году, организовав два турагентства. За год продал порядка 350 путевок на летний отдых в разные страны мира, причем не только харьковчанам, но и турфирмам – в общей сложности более чем на 2,5 миллиона гривен.  

– Естественно, никто никуда не полетел, поскольку путевки оказались липовыми, – рассказывает Максим Белоусенко. – А когда в правоохранительные органы посыпались заявления от потерпевших, он сбежал в Объединенные Арабские Эмираты.

Однако в то время – в начале 2009 года у Украины не было с ОАЭ договора об экстрадиции (выдаче правонарушителя стране, которая его разыскивает).

– Мы рассчитывали на действие принципа доброй воли и взаимности – когда страна, с которой не подписан договор об экстрадиции, проявляет жест уважения и выдает правонарушителя другому государству по его запросу. Это государство, в свою очередь, в будущем гарантирует аналогичные действия со свой стороны, – поясняет Максим Белоусенко. – Однако в Арабские Эмираты запрос отправить не успели, поскольку наш фигурант вылетел в Хашемитское Королевство Иордания, а оттуда – на родину в Турцию. Передвижение через три страны растянулось на два года – с 2009 по 2011 год. И хотя Турция ратифицировала международную Конвенцию о выдаче правонарушителей 1957 года, но поскольку  этот человек являлся гражданином Турции – нам отказали бы в его выдаче.

Тогда было принято решение подготовить и передать материалы дела в Турцию для осуществления там уголовного преследования. В 2011 году материалы дела насчитывали порядка 32-х томов по 300 страниц в каждом. Эти бумаги – по международному договору оказания правовой помощи – необходимо было перевести на турецкий или английский язык. 

– И тут началось самое интересное, – говорит Максим Белоусенко. –  Мы направили информационный запрос в Торгово-промышленную палату Харьковской области, чтобы уточнить стоимость и сроки перевода. Ответ шокировал: перевод на английский язык  обойдется порядка миллиона гривен и продлится три с половиной года. За турецкий вариант придется выложить 2-2,5 млн грн – и готов он будет лишь через пять лет! При ущербе в 2,5 миллиона гривен такие траты денег и времени невыгодны. К тому же органы следствия не имеют такого финансирования.

Шанс задержания был мизерный


В связи с этим производство по уголовному делу было приостановлено, а предприимчивый турок объявлен в международный розыск.

И только в 2015 году афериста удалось задержать, когда он вылетел из Турции в Ливан. Ливанские правоохранители арестовали его прямо у трапа самолета и сообщили в Украинское бюро Интерпола. 

– Поскольку с Ливаном у нас тоже нет договора об экстрадиции – шанс, что эта страна выдаст нам правонарушителя, был мизерный, – отмечает Максим Белоусенко. – И тем не менее мы стали готовить запрос на основе того самого принципа доброй воли и взаимности. К счастью, теперь это было уже не многотомное дело, а около сотни страниц – сам запрос, к которому прилагался ордер на арест, а также документы, подтверждающие личность разыскиваемого, выписка из статьи Уголовного кодекса Украины, по которой разыскивается наш фигурант, доказательство его вины и т. д. Перевели на арабский язык, отправили в ГПУ, а та через дипломатические каналы – на рассмотрение в Ливанскую Республику.

Буквально через пару месяцев из Ливана пришел положительный ответ, а еще через четыре месяца турецкий мошенник был доставлен в Украину.

– Учитывая, что у нас нет договора с этой страной да и расстояние неблизкое, – это просто «экспресс-доставка», – смеется Максим Белоусенко. – У нас зачастую только переписка по выдаче преступников со странами СНГ длится годами.

Злоумышленник был помещен в Харьковский следственный изолятор, в течение месяца  уголовное производство было закончено и направлено в Киевский райсуд для рассмотрения по существу.

– Приговор ему еще не вынесен, – уточняет Максим Белоусенко. – Учитывая большое количество потерпевших и объем уголовного производства, дело будет рассматриваться дольше, чем выдавали нарушителя.