Чем могут заинтересовать европейцев харьковские предприниматели: фото-факты

Чем могут заинтересовать европейцев харьковские предприниматели: фото-факты

Эксперты, которые видят будущее Украины среди европейский стран, объединились в группу Team Europe.

Они настроены вовлечь Харьков в обсуждение места Украины в Европе, а также перспектив региона в контексте евроинтеграции. По их мнению, у Харькова хорошие перспективы.

Пример — Польша и Чехия


Когда перед Украиной шанс подписания соглашения об Ассоциации Украины с ЕС стал реальным, вокруг этого документа стали густо плодиться всевозможные домыслы и страхи. Легендарной, например, стала выдумка, что соглашение обязывает Украину узаконить однополые браки — подобного требования в ЕС нет даже к членам — державам Евросоюза. При этом некоторые страхи бытуют среди украинцев и сегодня, говорят эксперты.

Один из них: зона свободной торговли уничтожит отечественного производителя. Эксперты Team Europe считают это мифом.

— Что такое зона свободной торговли? Это, во-первых, снижение тарифов по обе стороны границы. А это дает определенные преимущества потребителям, поскольку конкуренция влечет за собой снижение цен. А, во-вторых, — приведение законов и норм Украины к европейским стандартам, — говорит советник по экономическим вопросам представительства ЕС в Украине Жослен Гиттон. — Это подразумевает принятие технических стандартов Евросоюза, санитарных норм, а также законов, касающихся правил конкуренции и других аспектов деловой активности.

По его словам, это большой вызов, но и огромное приобретение для Украины.

— Нормы и правила в Европе открытые, прозрачные, это помогает бороться с коррупцией, — уверен эксперт. — Именно поэтому европейские инвесторы в первую очередь идут в те страны, в которых действуют те же правила и нормы, что и в Евросоюзе.

В качестве примера Жослен Гиттон приводит Польшу и Чехию, которые, подписывая соглашение об ассоциации, тоже меняли свое законодательство и приводили внутренние нормы и правила к европейским стандартам.

— Мы наблюдаем в этих странах увеличение объемов торговли, рост инвестиций и оживление бизнес-климата, — отметил он.

«Нам мешает советский менталитет»


Еще один представитель Team Europe — президент Ассоциации частных работодателей Александр Чумак — согласен, что малому и среднему бизнесу выход на рынки ЕС дается непросто.

— Сложности возникают у предпринимателей, которые до сих пор не избавились от советского менталитета. Например, в 2015 году на рынке «Барабашово» «умерло» 30–35 торговых мест, — говорит он. — Люди выходили с требованием понизить плату за торговое место. И кто же выходил? Торговцы меховыми изделиями. В 2015-м они завезли партию шуб — по новому курсу доллара и пытались ими торговать. А когда им говорили: люди не могут сегодня купить шубы по нынешним ценам, они не слышали. Сегодня, чтобы выжить, необходимо как можно скорее переориентироваться. Вспомните кризис 2008–2009 годов: тогда на «Барабашово» выжили те, кто начал сам производить товар вместо того, чтобы торговать «китаем». Я знаю людей, которые раньше возили обогревательные приборы из Китая, а сегодня являются монополистами по их производству.

Впрочем, переход на стандарты Евросоюза действительно представляет проблему. Крупный производитель сможет себе позволить модернизироваться (для крупной компании это составит порядка 5% в себестоимости продукции). А вот для малого и среднего бизнеса затраты будут существеннее.

— Быстро переориентироваться и продавать в Европе свою продукцию тяжело, — не скрывает эксперт. — Нужна помощь государства, Евросоюза — именно для малого и среднего бизнеса. В частности, чтобы инвесторы могли брать кредиты в банках не под 30–40%, как сейчас, а под 3–11%. Нужна также помощь в составлении бизнес-планов. Есть европейские инвестиционные компании, которые готовы рассматривать бизнес-планы украинцев. Но, к сожалению, большая часть предпринимателей не умеют их разрабатывать.

Харьковским бизнесом заинтересовались шведы


И тем не менее успешные примеры покорения европейского рынка у харьковчан есть. Например, в Харькове был реализован проект по оказанию помощи в открытии бизнеса 35 переселенцам. В результате было создано более 60 рабочих мест. Некоторые проекты в рамках этого эксперимента оказались интересными Евросоюзу.

— Например, из Донецка был частично вывезен завод (сотрудники и часть оборудования),  производящий довольно уникальный товар — компаунт, который поставляется на украинские металлургические предприятия. Стоимость его в четыре раза ниже европейского аналога, а характеристики — выше, — рассказывает эксперт. — Собственники получили возможность реанимировать этот бизнес. На сегодняшний день  выход на еврорынок им обеспечен, поскольку оборудование, установленное на предприятии, позволяет производить продукцию по европейским стандартам.



Еще одному участнику проекта помогли изготовить 3D-студию, в которой продукция производится на 3D-принтере.

— Сейчас автора проекта приглашает иностранный производитель на тренинг по 3D-принтерам, — уточняет Александр Чумак.

Заинтересована зайти на харьковский рынок и организация NIR, в которую входит 15 крупнейших компаний Швеции — «Вольво», «Аскания», «Электролюкс», «Тетрапак» etc.

— Они выбрали два пилотных региона — Винницу и Харьков, заявив, что индустриальный потенциал Харькова недооценен. Они заинтересованы его развивать, но в плотной связке с малым и средним бизнесом. Мы договорились о сотрудничестве, — поделился Александр Чумак.

Есть интерес и к крупным предприятиям.

— Взять хотя бы авиазавод. Почему бы не отдать его в концессию израильской компании, производящей беспилотники? — предлагает Александр Чумак.

Украинские предприниматели поверили в себя


По словам уполномоченного по вопросам предпринимательства при Государственной фискальной службе Украины Тараса Качки, украинцы продают свой товар по всему миру. В частности, в ЕС Украина поставляет зерно, молоко и металлургию. Но с каждым годом экспортируется все больше продукции с добавленной стоимостью.

— Примеров много. Украина — один из мощнейших в мире производителей солнечных батарей. Я был удивлен, когда узнал, что смартфоны учит понимать прикосновение пальцев львовская компания, которая их тестирует и доводит до ума все операционные системы. Что касается Харькова — в мире известны наши надувные лодки, мониторы. То есть у нас много интересного, чем мы можем заинтересовать европейцев, — говорит Тарас Качка.


По его словам, за последние три года предприниматели осознали, что они не такие уж безнадежные, а достаточно конкурентоспособные в Европе. В качестве доказательства эксперт приводит пример того, как соглашение об Ассоциации на 180 градусов поменяло мышление целой индустрии — молочной.

— В 2011 году, когда завершались переговоры с ЕС и обговаривался вопрос, какие квоты нужны Украине, один из крупнейших украинских производителей молочной продукции заявил: «Что хотите делайте, но только оставьте нам российский рынок», — рассказывает Тарас Качка. — И вот — 2014-й год, Россия закрывает рынок молока из-за фитосанитарных ограничений. Но выясняется, что на тот момент Украина имеет автономные торговые преференции со стороны ЕС по условиям соглашения об Ассоциации. Мы не имели тогда права экспортировать в Европу молоко для употребления в пищу (такое право получено только с 1 января 2016 года). Но из молока делается более 200 различных товаров. И украинские производители молочных продуктов, которые раньше работали с Россией, перешли на поставки в ЕС казеина (молочного белка). Когда в ноябре прошлого года я принимал участие в совещании по молоку — та же компания, которая умоляла оставить ей Россию, уже учила наше правительство, как правильно говорить с европейцами, чтобы наладить торговлю. А в январе 2016 года молочники сделали первую поставку молока в Европу. Это как раз пример того, как одна и та же компания, с тем же самым руководством, с теми же мощностями, что и три года назад, кардинально изменила свою политику, открыв для себя европейский рынок. А если рынок ЕС принял их — значит, нашей продукции можно доверять, а посему автоматом открыл свои рынки и Китай. И уже можно торговать по всему миру. Таких примеров с каждым годом все больше.