Харьковчанка, которая подверглась пыткам со стороны правоохранителей, выиграла дело в Европейском суде по правам человека. Теперь государство должно ей выплатить 20 тысяч евро за моральный ущерб.

8 ноября 2008 года сотрудницу дизайнерского бюро плиточного завода Светлану Помиляйко и ее коллегу пригласили в Орджоникидзевский райотдел милиции в связи с кражей оргтехники.

– Вызвали по телефону – не повесткой, то есть они не имели статуса свидетелей, обвиняемых или подозреваемых, – уточняет правозащитник Юрий Чумак, который тогда являлся помощником министра МВД по правам человека в Харьковской области и к которому впоследствии Светлана обратилась за помощью,0 – их просто «пригласили». Но когда они пришли – с ними в течение дня «работали» сотрудники милиции: сначала с одной, а затем с другой. Помиляйко жаловалась, что ее били, надевали на голову пакет, который она пыталась прогрызть, а потом снова били за то, что она его прогрызла. Вторая фигурантка тоже жаловалась на побои и рассказывала, что ее пытали с применением плоскогубцев.
Такими зверскими методами девушек заставляли признать свою вину в том, чего они не совершали. В результате Светлана оказалась в больнице. Она подала в прокуратуру Орджоникидзевского района жалобу на жестокое обращение, аналогичное заяление написала и ее коллега.

Кроме того, в больнице, где Светлана находилась больше двух недель, врачи зафиксировали многочисленные травмы и гематомы. Информация об избиении медики передали в милицию. Но ее стали «проверять» как раз те милиционеры, которые и «общались» с сотрудницами завода. Конечно, они вынесли решение, что для возбуждения уголовного дела нет оснований, говорит правозащитник.

– Когда по жалобам пострадавших в прокуратуре была организована служебная проверка, в райотдел приехали представители инспекции по личному составу, которые должны расследовать дисциплинарные правонарушения, а не уголовные – они не «опера» и не имеют даже права изымать что-либо. Поэтому, когда в райотделе в указанном заявительницей кабинете нашли двое плоскогубцев, они не изъяли их, а всего лишь сняли на видеокамеру. Через месяц, когда этим делом занялась прокуратура, естественно, плоскогубцев уже не было, – рассказывает Юрий Чумак.

Между тем Помиляйко пишет заявление на имя помощника министра внутренних дел по правам человека по Харьковской области Юрия Чумака с просьбой взять проверку на контроль и обращается за помощью в харьковскую правозащитную группу. Прокуратура Орджоникидзевского района возбуждает уголовное дело по ч. 2 ст. 365 УК Украины («превышение власти или служебных полномочий, если оно сопровождалось насилием, применением оружия или болезненными и оскорбляющими личное достоинство потерпевшего действиями»). Три сотрудника РОВД, которые «работали» с девушками, были уволены из органов внутренних дел.

– После того как жалоба поступила к уполномоченному ВР по правам человека, в январе 2009 года была проведена повторная проверка, и руководители Орджоникидзевского райотдела были сняты с занимаемых должностей, – отмечает правозащитник Юрий Чумак. – Но, несмотря на поддержку опытных юристов ХПГ, прокуратура раз за разом закрывала расследование. В 2010 году милиционерам и вовсе удалось через суд добиться окончательного закрытия дела. Все сотрудники, проходившие по делу, восстановились в органах и на занимаемых должностях (некоторые работают до сих пор). А начальник райотдела и его заместитель подали в суд на уже ставшими «экс» (после смены власти) начальника ГУ МВДУ в Харьковской области Виктора Развадовского, министра МВД Юрия Луценко, который подписывал приказ о снятии с должностей, и меня – как помощника министра МВД по правам человека в Харьковской области. Истцы требовали от меня и Развадовского по полмиллиона гривен, а с Луценко – миллион гривен компенсации за то, что мы якобы «уронили их честь и достоинство». Но благодаря квалифицированной юридической поддержке правозащитника Романа Лихачева, суд полностью отказал им в необоснованных требованиях.

Украинцы нередко обращаются в Европейский суд по правам человека
По словам Людмилы Клочко, дела харьковчан по поводу применения к ним насилия со стороны правоохранительных органов нередко рассматриваются в Европейском суде по правам человека.

– Мы выиграли дело, которое касалось кражи огурцов. Человека в милиции избили за два ящика огурцов, которых он, кстати, не крал, – говорит она. – Совсем недавно было выиграно дело, по которому милиция избила человека, ворвавшись к нему в квартиру.

Европейский суд признал факт пыток


Не добившись справедливости в Украине,  Светлана обратилась в Европейский суд по правам человека.

– В 2012 году в Страсбурге начали рассматривать дело Помиляйко против Украины. К ней дважды поступало предложение от государства Украина о дружественном урегулировании, который подразумевает, что человек получает денежную компенсацию, но решение Европейского суда в отношении Украины при этом не выносится. Но оба раза она их отклонила, хотя и очень рисковала, поскольку если бы проиграла суд – компенсации бы не получила. Светлана говорила: «Я хочу справедливости, а не денег». И 12 февраля 2016 года Европейский суд по правам человека признал ее пострадавшей от пыток, – говорит руководитель общественной приемной Харьковской правозащитной группы Людмила Клочко.

И что самое главное – признал именно факт пыток, а не просто жестокого обращения.

– В своем решении суд отдельно подчеркнул, что в связи с гендерной принадлежностью, неравновесием сил – против хрупкой женщины были трое мужчин при исполнении, обладавших определенной властью, – имело место высшая степень жестокого отношения – пыток, – подчеркнула юрист Харьковской правозащитной группы Наталья Охотникова, представлявшая интересы  Помиляйко в Европейском суде.

20 тысяч евро – за моральный ущерб


Европейский суд по правам человека вынес решение выплатить Светлане Помиляйко компенсацию из государственного бюджета Украины 20 тысяч евро – за моральный ущерб и 850 евро – на покрытие затрат, понесенных в результате судопроизводства.

– Если государство не подаст апелляцию, Украины должна выплатить Светлане компенсацию в течение трех месяцев после вступления в силу решения суда, – уточняет Людмила Клочко.

– По закону Минюст должен подать в суд на фигурантов этого дела, чтобы с них истребовать деньги, – поясняет Юрий Чумак. – Потому что виновные должны возмещать из своего кармана урон, который нанесен бюджету и имиджу Украины.

Будет ли Светлана настаивать на уголовном преследовании своих обидчиков, ее защитники пока не знают. Сейчас она  живет и работает в другой стране.

Похоже, что власти пытались оправдать милицию
В решении суда отмечается: «Создается впечатление, что расследование властями жалоб заявителя было в большей степени направлено на оправдание сотрудников милиции, а не на установление фактических обстоятельств, при  которых она получила телесные повреждения».