Человеку может казаться, что он напрочь забыл язык, на котором говорил в детстве, до переезда в другую страну. Однако мозг его помнит.

То, что первый освоенный человеком язык (даже если он говорил на нем совсем недолго) влияет на процесс обработки мозгом звуков, обнаружили и описали ученые из Университета Макгилла и Монреальского неврологического института (Канада). Данное открытие представляется нейропсихологам и неврологам крайне важным, так как показывает, как мозг осваивает язык, а также как он способствует адаптации человека в новой языковой среде, пишет «Вокруг света».

В исследовании ученых принимали участие дети в возрасте от 10 до 17 лет, все они были поделены на три группы. В первую вошли дети, родившиеся и выросшие во Франции в семьях франкоговорящих родителей. Во вторую — те, что родились в Китае, но вместе с родителями переехали во Францию в возрасте до трех лет и к моменту участия в исследовании говорили только по-французски. Представители третьей группы росли в семьях, где использовали французский и китайский, за счет чего дети в равной мере овладели двумя языками.

Всем детям в ходе исследования было предложено среди предъявляемых слов выделить псевдофранцузские. Реакции мозга испытуемых отслеживали с помощью МРТ. Выяснилось, что в ответ на слова у детей, говорящих только по-французски, активировались определенные участки мозга. У детей из двух других групп мозг работал одинаково, активируя эти же участки и дополнительно некоторые другие. То есть реакция мозга детей, которые формально забыли китайский, была такой же, как и у тех, кто говорил на нем хорошо.

Таким образом, ученые пришли к выводу, что мозг детей, активно собирающий информацию о звуках, из которых состоит родной язык, и усваивающий ее, хранит ее и не стирает в течение последующей жизни человека, даже если он не пользуется впервые усвоенным языком. Исследователи намерены провести аналогичные эксперименты с участием детей — носителей разных языков мира.