Недавно я задумалась: безобидны ли детские сказки? Мне, например, мне в детстве было очень жалко Колобка, я почти ненавидела деда, который собирался его съесть, а потом . Светлана

— Любая сказка, миф, легенда или былина — это зашифрованные символы, которые в сюжете незаметно встраиваются друг в друга и в сознание человека, — считает харьковский психолог Лилия Райченко. — Психодиагностика по любимым сказкам не только вскрывает скрытые программы-установки и жизненные сценарии, но и дает возможность перестроить и прошлое, и будущее.

В сказке нет наивности


На первый взгляд кажется, что «Колобок» — простая и наивная сказка, но на самом деле наивности в ней нет и в помине: это сказка с двойным дном, не сомневается психолог.

— Проблема заложена в самом начале сюжета, — считает Лилия Райченко. — «Жили-были дед и баба, деду захотелось есть, но в доме хоть шаром покати. Баба по сусекам поскребла, муки подсобирала, испекла колобок». Бедность в доме означает бедность отношений. Дом как символ всегда несет в себе понятие о человеке: дом снаружи — это внешняя самооценка; обстановка дома внутри — то, что происходит внутри, психические процессы и установки, истинное отношение к себе. Дед и баба — это конкретная устоявшаяся семья, а дом означает их внутренние семейные отношения. Дом пуст и нищ — значит, люди живут по привычке, в этом доме нет любви и радости, это мертвый старческий, дом, готовый к разрушению. Но у деда прорезался голод, на уровне символики — голод духовный, вызванный дефицитом общения, дефицитом внимания. Если нет полноценной муки, полноценных продуктов питания, дед просит бабу хотя бы по сусекам поскрести — вспомнить о былых отношениях. Баба с трудом находит крохи былого. Колобок, с которым себя идентифицирует человек — это ребенок, которого родили в браке без любви, «чтобы не умереть с голоду» — хоть как-то удержать семейные отношения. В сказке ребенка больше хотел дед, чем баба — значит, ребенка хотел отец, а не мать, и ребенок это своим сердечком ощущает. Может ли он оставаться в доме, где его изначально приготовили «на съедение» как жертву?

Колобок — прирожденная жертва манипуляторов


Уже в начале сказки заложена не одна трагедия, и человек, вспоминающий именно эту сказку как любимую в детстве, не познал родительской любви, был нежеланным для матери и, скорее всего, не может наладить отношения и с отцом, чувствует себя жертвой или козлом отпущения, лишним в этом мире, а потому легко принимает решение убежать из дому — до того, как его окончательно сожрут и уничтожат.

— Дальше покатился Колобок по дороге, а навстречу ему Зайчик, Волк, Медведь, и все они грозят Колобка съесть. Но он уже не хочет быть хронической жертвой и начинает вступать в переговоры, рассказывая о себе бойко, с хвастовством. Любой специалист, услышав подобную похвальбу, скажет: человек боится сам себя, он настолько не уверен в себе, у него настолько низкая самооценка, что он начинает убеждать всех окружающих в том, что он хороший, смелый, достойный, поднимая хотя бы внешне свой рейтинг для себя, — анализирует поведение Колобка психолог. — Это еще одно подтверждение, что он нелюбимый, ненужный. Колобок — прирожденная жертва. Ловкие манипуляторы с легкостью вычисляют подобных Колобков и, нажимая на самые потаенные кнопочки души, спокойно закусывают ими.

Самое слабое место — самооценка


Колобок хочет слышать о себе как можно больше хорошего, не может различить грубого лицемерия, потому что его стремление показаться хорошим, успешным, достойным настолько велико, а самооценка настолько низка, что при первом же заботливом, участливом слове он теряет контроль и бдительность и становится жертвой. А дальше — дело времени и случая, когда и с каким аферистом он встретится. По большому счету сценарий Колобка — это сценарий потенциального самоубийцы, который внешне сопротивляется року, но внутренне готов сесть на нос любой лисы, которая его похвалит.

— Любой сказочный герой — это часть нашей психики, и чем ближе нам сказка, тем больше вероятность того, что так или иначе придется встретиться внутри себя и с Лисой, и со Змеем Горынычем, и с Кощеем. Но, в отличие от сказки, результат будет полностью зависеть от нас, — не сомневается Лилия Райченко.