Настоящей женщине некогда размышлять о логике. Она сначала покупает пуговицы, потом ломает голову, куда бы их пришить, хватается за все сразу, устраивая настоящий бедлам.

О том, может ли женщина-режиссер из хаоса сделать конфетку и есть ли место слабому полу в мужской профессии, мы поговорили с преподавателем кафедры режиссуры и актерского мастерства Харьковской государственной академии культуры Владимиром Гориславцем.

— В СССР до 1950-х годов бытовала поговорка: «Курица — не птица, женщина — не режиссер», — рассказывает Владимир Гориславец. — Это расхожее мнение сломала актриса, режиссер, искусствовед, педагог Мария Кнебель. Она собрала всю систему Станиславского в современное поле восприятия, и после нее все меньше стали говорить о несоответствии женщин и этой профессии. В 1960–1970-е годы стала уверенно появляться женская режиссура — в частности, Лариса Шепитько сняла свой первый фильм «Восхождение». В те годы режиссеры-женщины были действительно мужланистыми, с солдатскими манерами и мужской походкой. Но в ХХI веке в театре и кино становится все больше женщин-драматургов, режиссеров и даже — несмотря на тяжеленные камеры — женщин-операторов. При этом о мужских качествах речь не идет — они женственны, очаровательны и убедительны. Типичный пример — Оксана Дмитриева в нашем театре кукол: она невероятно нежная и женственная, причем у нее что ни спектакль — то открытие.

Женщина из хаоса может сделать конфетку


— Типичный для характеристики женщин пример. Моя жена купила в уцененном магазине большие зеленые пуговицы, которые ей очень понравились, и только потом стала придумывать, к ним платье. С мужской точки зрения, это абсолютно невозможно и нелогично. Мне кажется, этот принцип исходит от правого полушария, и женщина даже не совсем понимает, что она делает. Ее волнуют скрытые от мужчин вещи — внутренняя музыка, темпоритм. Интересоваться перед работой у женщины-режиссера задачами, которые она перед собой ставит, бесполезно, — считает Владимир Гориславец. — Она может построить спектакль чудесным для мужчины способом, создавая некий хаос во время репетиций. Это очень интересный процесс. Подобное  можно наблюдать на кухне, когда мужчина и женщина вместе готовят. Мужчина сначала чистит картошечку, потом луковичку, затем морковочку. А женщина все делает одновременно: чистит картошку, разговаривает по телефону, колышет ногой люльку с ребенком, бегает на балкон целоваться с любовником. К ней на кухню заходить нельзя — там полный беспорядок, зато через час можно только поражаться тому, как ей удается создать огромное количество блюд. Женщина как бы сжимает время — создает искусственный хаос.
Этот принцип, по мнению Владимира Гориславца, переносится и на процесс создания спектакля или фильма. Когда женщина создает спектакль или фильм, не стоит опасаться, что работа в результате провалится или что артисты  восстанут. Женщины по своей природе не желают вдаваться в теоретические рассуждения. Они создают такое поле изобретательства, в котором каким-то образом соединяются музыка, ритм, цвет, а логика приходит потом — вторым путем. Спектакль может какое-то время идти и казаться нелогичным, лишенным структуры, а потом все это обретется, потому что в женских спектаклях есть некий внутренний темпоритм, ощущение внутренней пружины в котором и заключается талант в любой профессии.

Она прибирает к рукам всю мужскую информацию


Женщин по-прежнему учат режиссуре мужским, левополушарным способом — логическим путем.

— Я считаю, что нам, мужчинам, учить женщину — только портить, — говорит Владимир Гориславец. — Если мы учим будущих режиссеров-женщин идти логическим путем, они становятся мужеподобными — с солдатскими манерами. Если студентка — одаренный человек, ее лучше не трогать, а просто помогать работать. На моем курсе училась Елена Гайдукова. Недавно она поставила в театре имени Франко в Киеве спектакль. Ей было непросто, но она перемонтировала пьесу, сменив и художников, и два состава актеров. В нее поверили, результат получился очень необычным, и сейчас на поставленный Еленой спектакль нет билетов на полгода вперед.

Как правило, работающие в режиссуре представительницы прекрасной половины человечества выбирают своей темой любовь, и это не случайно.

— Женщина — профессионал в любви, она и любит лучше, чем мужчина. Мужчина только рассказывает о своей любви, но у него нет такой палитры чувств для восприятия, — уверяет наш эксперт. — Но чтобы женщина стала талантливым режиссером, она должна быть любима. У нее очень много энергии: она может родить 13 детей и воспитывать 14-го ребенка — мужа. Если у женщины не будет крепкого тыла, мужчины, которого она любит, у нее снесет крышу. От мужчины женщина получает информацию, которую он кропотливо добывает по крохам: читает, изучает, размышляет, анализирует. Мужчина несовершенен: он постоянно ищет места, где еще не ступала нога человека, собирает все новое по крупицам, поэтому он незащищен. А женщина после ночи любви с мужчиной уже владеет всей его информацией — она уносит с собой все, что он добывал. Она как-то по-хозяйски умеет выстроить то, что уже наработано в искусстве, подытожить все, что собрано в профессии.