К третьей годовщине действия закона о запрете курения в заведениях общепита активисты промониторили кафе, бары и рестораны Харькова.

Результаты неутешительные: пользуясь мораторием на проведение проверок, в городе массово стали появляться кальянные. А на столики в кафе вернулись пепельницы.

Три года назад, 16 декабря 2012-го, вступили в силу изменения в Закон Украины №2899-IV «О мерах по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения». Новациями полностью запрещается курение табачных изделий, электронных сигарет и кальянов в помещениях заведений ресторанного хозяйства. Курение разрешается лишь на открытых площадках.

По данным руководителя правозащитного объединения «Свобода от манипуляций» Александра Калмыкова, почти в трети (28%) из более чем 60 заведений города, которые посетили волонтеры в рамках проекта« Украинский центр контроля над табаком», закон о запрете курения не соблюдается. К сожалению, процент нарушителей по сравнению с прошлым годом увеличился минимум на 5%.

— Мы выбрали несколько заведений в центре города, а также прошлись по окраинам, — рассказывает Александр Калмыков. — В основном посещали заведения, которые проверяли в прошлый раз, а также новые — кальянные. «Благодаря» мораторию на проверки они пооткрывались в Харькове в большом количестве. Такая же тенденция наблюдается и в других городах Украины. Кроме того, в кафе на столах стоят пепельницы, и стойкий запах табачного дыма свидетельствует о том, что там постоянно курят. Когда волонтеры посетили эти заведения, там тоже были курящие посетители.

Волонтеры заходили в заведение как посетители, делали заказ и наблюдали, что происходит.

— Сами ситуацию не провоцировали, то есть демонстративно сигарету не доставали и не закуривали, пепельницу не просили, — улыбается он.

Если замечали нарушение — просили у администрации книгу жалоб и предложений.

— Предоставляли жалобную книгу далеко не во всех заведениях, — отмечает Александр. — Вместе с жалобой волонтеры оставляли и номер мобильного телефона, по которому администрация могла сообщить о результатах реакции на замечание. Но никто не перезвонил.

Несколько заведений Александр «проинспектировал» лично.

— Например, в ресторане на улице Динамовской, 8 курили сигареты и кальян. В переулке Костюринском, 2 в ресторане на столах я заметил пепельницы, которые официанты приносили по просьбе посетителей. На мою просьбу принести книгу жалоб мне подали просто блокнот. Я, конечно, возмутился, а они ответили: «У нас так принято», — делится впечатлениями волонтер. — Засекли курильщиков и в кафе на Сумской, 44. Я написал замечание в книгу жалоб, мне клялись, что перезвонят, но никто так и не перезвонил. На улице Квитки-Основьяненко курят кальян: там есть отдельная комната для этого, но запах дыма распространяется во все помещения.



Но есть и положительные примеры.

— В прошлом году мы обнаружили нарушение в одном из кафе, попросили книгу жалоб, но руководство умоляло не делать запись: мол, курения в заведении больше не допустят. И не обманули: мы заглянули в это кафе в этом году — там не курят! — улыбается Александр.

По факту выявленных нарушений активисты написали несколько заявлений в Госпотребинспецию.

— В прошлый раз на наши жалобы нам дали ответ, что в связи с мораторием и реформированием Госпотребинспекции проверки не проводятся. В этот раз ответ был получен только по двум жалобам, где сообщалось, что в ходе проверки по заявлению в момент пребывания инспектора в данном заведении там не курили. Остальные наши обращения пока без ответа, — рассказал он.

Однако активисты призывают харьковчан не опускать руки.

— Требуйте книгу жалоб — это официальный документ, хотя и не является основанием для наложения штрафа. Но, требуя книгу жалоб, можно добиться общения с администрацией. Кроме того, пишите жалобу в контролирующие органы — сейчас это Госинспекция по вопросам защиты прав потребителей в Харьковской области (ул. Сумская, 45), — инструктируют общественники.

Подать жалобу можно с помощью мобильного
Недавно у потребителей появилась возможность подавать жалобы в электронном формате. Отправленная с компьютера или мобильного она имеет такую же юридическую силу, как и бумажный документ. Подать электронную жалобу в Госпотребинспекцию можно на сайте в разделе «Виртуальная приемная», а также направить на электронный адрес: dsiu@dsiu.gov.ua.

— В тексте жалобы необходимо указать название юридического лица, юридический и фактический адрес предприятия, — уточняет Александр. — Эту информацию можно посмотреть в фискальном чеке, а также в книге жалоб и предложений.