«Харьковгорлифт» уже не занимается замково-переговорными устройствами. Но и прежним владельцам горсовет их пока не возвращает.

Мария Николаевна живет в многоэтажке на проспекте Тракторостроителей. Раньше в своем подъезде она была что-то вроде секьюрити – у нее одной и еще у нескольких жильцов была установлена домофонная трубка. Но уже больше четырех месяцев устройство связи не работает, парадные двери постоянно открыты и подъезд превратился в проходной двор.

– Массовые поломки домофонов начались накануне местных выборов, – говорит пенсионерка. – Тогда многие на это жаловались. Ведь двери в домах закрыты, и распостранять агитлистовки не было возможности. Но как тогда домофон сломался, так его не починили до сих пор.

В надежде, что связь все же возобновят, она продолжала платить по квитанциям, присланным «Харьковгорлифтом». И вдруг получает квитанцию уже от домофонной компании ДП «КС Домофон Харьков» (именно с ней подписывала в 2012 году договор Мария Николаевна). Оказывается, у нее задолженность 71 грн 70 коп!

– О споре между частниками и коммунальщиками говорят давно. За это время многие от домофощиков перешли к «Горлифту» – все-таки им платить на две гривны меньше. Но почему я должна платить за неоказанную  услугу еще и двум организациям? – возмущается женщина.

Действительно, в 2013 году городской совет признал домофонные системы бесхозными, принял их в коммунальную собственность и передал «Харьковгорлифту» (решения горсовета № 1290/13 от 25.09.13 и № 1390/13 от 25.12.13). Однако группа компаний ООО «Домофоны Украины Харьков» и ООО «Цифрал-Сервис Плюс» оспорили эти решения в суде. Больше года длились судебные разбирательства. 20 марта 2015 года Высший административный суд Украины поставил точку в этом споре, признав незаконными и отменив указанные решения Харьковского городского совета, а 6 августа этого же года отклонил кассационную жалобу горсовета и «Харьковгорлифта».

На основании решения Высшего административного суда № К/800/59119/14 от 20 марта 2015 года Хозяйственный суд Харьковской области 24 ноября 2015 года постановил:
- признать отсутствие у «Харьковгорлифта» права на обслуживание замково-переговорных  устройств, смонтированных на объектах, которые расположены по адресам, указанным в официальном приложении к газете «Харьковские известия» от 09. 11.13 №135/1 (2729);
- обязать ответчика прекратить противоправные действия по техническому обслуживанию и ремонту замково-переговорныхустройств, смонтированных на объектах по этим адресам, и прекратить выставлять счета;
- обязать ответчика снять со своего баланса указанные домофоны.

Горсовет и «Горлифт» снова подали апелляцию. Однако в феврале «Харьковгорлифт» прекратил начислять абонентам плату за обслуживание домофонов. И вот новый поворот событий – решением исполкома Харьковского горсовета № 60 от 10.02.2016 9089 домофонные устройства переданы на баланс «Жилкомсервиса»! Это даже большее количество домофонов, чем в 2013 году изначально принималось горсоветом на баланс города (около семи тысяч).

– Домофоны находятся на балансе в «Жилкомсервесе» временно, – сообщили «Вечернему Харькову» в «Харьковгорлифте». – С 15 марта они выставлены на тендер по привлечению обслуживающей компании.

Какие домофоны будут переданы на обслуживание в результате тендера, если суд подтвердил, что к коммунальному имуществу они не имеют никакого отношения?

– Горсовет выставляет на тендер домофоны, поскольку по решению суда сам не может их содержать, – считает практикующий юрист Марина Симоненко. – Ведь суд установил, что предоставление услуг по установке и содержанию устройств замочно-переговорной связи не относится ни к коммунальным услугам, ни к услугам по управлению домом (что следует из Правил управлению домом, сооружением, жилищным комплексом или комплексом домов и сооружений, утвержденных приказом Минжилкомхоза Украины № 13 от 02.02.2009), ни к услугам по ремонту помещений, домов, сооружений. Также не относятся услуги по установке и содержанию устройств замочно-переговорной связи и к услугам по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий, что следует из Перечня услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий, утвержденного постановлением КМУ № 869 от 01.06.2011. Поэтому  коммунальные службы не могут обслуживать даже те дома и подъезды, в которых они сами устанавливали домофоны.

А тем временем домофонщики заново налаживают связь с жильцами.

 – На протяжении долгого времени мы не знали о неисправности  домофонных систем – пользователи оставляли свои заявки по телефону 15-62,  их обслуживали горлифтеры. Всем, кто связывался непосредственно с нами, начисления были заморожены, – говорят в ДП «КС Домофон Харьков» и уверяют, что всем пользователям будет сделан перерасчет в соответствии с уплаченным «Горлифту» суммами. – Но сначала абонент должен оплатить по квитанции хотя бы 8.50 за один текущий месяц. После чего оставить заявку на ремонт. На протяжении трех-пяти дней мастер возьмется за дело, – заверяют в компании.