Гость редакции ВХ — директор Харьковского областного учебно-методического центра повышения квалификации работников культурно-образовательных учреждений Тамара Самоварова.

Способности ребенка можно распознать с пеленок


– Добрый день, Тамара Михайловна. Меня зовут Светлана. Скажите, пожалуйста, с какого возраста ребенка можно записать в школу эстетического воспитания?

– В школу, как во внешкольное учреждение, ребенка можно записывать с шести лет. Но при многих школах существуют подготовительные отделения, куда можно привести детей с трех лет.

– А не навредит ли это ребенку такого маленького возраста?

– Ни в коем случае. Наоборот. Это поможет ребенку развиться, понять и ему, и родителям, к чему он склонен. Чем раньше определятся склонности ребенка, тем это лучше для его последующего развития. Психологи определили, что тяга к определенному роду занятий в 10–15% выявляется еще у трехлетних детей, а к музыкальному творчеству — даже у детей до года.

– Неужели можно понять склонности даже у таких крох?

– Конечно. Если ребенок в люльке под музыку успокаивается или двигает в такт ножками и ручками, можно понять, что ему нравится звучание музыки. Или если только научившийся сидеть малыш с удовольствием пытается рисовать мелком, не исключено, что он проявляет тягу к изобразительному творчеству. Малышу постарше можно дать карандаши, чтобы он рисовал, лоскуток и ножницы, чтобы он вырезал платье. Вариантов может быть масса.

– А чему учат трехлетних малышей в школах эстетического воспитания?

– Маленьким детям дают общее развитие, знакомят с музыкальными инструментами, с разными направлениями: театральным, художественным, музыкальным, хореографическим и другими. Таким образом, и у ребенка, и у родителей, и у педагога появляется возможность выбора, чтобы в дальнейшем заниматься определенным видом искусства.

Через музыку воспитывается благородная личность


– Добрый день, Тамара Михайловна. Меня зовут Татьяна. Ребенку шесть с половиной лет, он очень любит петь. Как определить, насколько хорошо у него это получается?

– Думаю, вам нужно привести ребенка в музыкальную школу, где его послушают педагоги и определят, стоит ли ему заниматься вокалом. Ребенок в любом случае должен пройти через школу эстетического воспитания. Как-то я поинтересовалась у специалистов службы по делам несовершеннолетних, есть ли среди юных правонарушителей дети, которые окончили музыкальную школу. Их этот вопрос тоже заинтересовал, и они провели исследование. Оказалось, таких детей нет. Не случайно японский ученый Шиничи Судзуки говорил: «Моя задача не воспитывать музыканта, а через музыку воспитать хорошего, благородного человека».

– Я правильно поняла, что в школы эстетического воспитания детей записывают после проверки их способностей?

– Неспособных детей не существует — у каждого есть определенные способности. Поэтому при поступлении в школу эстетического воспитания ребенок сдает вступительные экзамены, цель которых — максимально определить тягу и возможности ребенка к тому или иному виду искусства. Бывает, родители хотят, чтобы ребенок занимался хореографией, но педагоги определяют, что у него нет для этого физиологических возможностей (например), и занятия хореографией могут навредить его здоровью, поэтому предлагают заняться, например, музыкой или художественным творчеством.

– А сколько стоит обучение в школе эстетического воспитания?

– От 70 до 250 гривен в месяц.

В последнее время тенденция изменилась


– Добрый день, Тамара Михайловна. Меня зовут Наталья Николаевна. Интересно, а какие творческие направления чаще всего выбирают современные дети?

– К сожалению, интересы современных детей напрямую связаны с телевидением: по телевизору поют и танцуют, поэтому они хотят петь и танцевать. Но последние годы тенденция изменилась. Детям хочется играть на народных инструментах, на баяне, аккордеоне. Многие видят себя тележурналистами, хотят быть артистами, мечтают танцевать — причем не только современные, но и танцы народов мира. Напомню, что в Харькове существует детская хореографическая школа, где работает единственный в Украине детский балетный театр, который ставит спектакли в ХНАТОБ. Безусловно, остается стабильным интерес к фортепиано.

— А если говорить об отделениях вокала — дети предпочитают академическое пение или тоже поют то, что слышат с экранов телевизоров?

– Когда открывались отделения эстрадного пения, была уверенность, что учащихся там будет значительно больше, чем на отделениях академического пения. Но последний конкурс юных вокалистов «Звонкие голоса», в котором участвовало около 200 ребят, показал обратную тенденцию: академических вокалистов в нем было больше, чем исполнителей эстрадного репертуара.

– Тамара Михайловна, здравствуйте. Меня зовут Виктория. Мой сын грезит стать тележурналистом или актером. Есть ли у нас детская школа журналистики и где ребенок может научиться театральному мастерству?

– В Харькове есть школа современных театрально-сценических направлений, где работает телевизионное отделение, отделение мультипликации. Дети сами берут интервью, работают в студии, создают передачи и фильмы, побеждают в многочисленных конкурсах. Что касается драматического искусства, в школах эстетического воспитания тоже есть театральные отделения и классы, где дети создают спектакли. Кстати, 24 марта открылся очень интересный областной детский конкурс «Дивосвiт країни Театралiї», в котором участвуют учащиеся школ эстетического воспитания от 6 до 17 лет.

– А какие спектакли ставят детские театры?

– Дети ставят самые разные по содержанию, тематике и жанрам спектакли: это могут быть сказки, шекспировские произведения, музыкальные спектакли, спектакли на основе стихов.

Юные таланты открывают для себя бандуру и цимбалы


– Тамара Михайловна, добрый день. Меня зовут Алла Михайловна. Хотелось бы отдать внучку на танцы. Расскажите, пожалуйста, какие танцы чаще всего выбирают дети на хореографических отделениях — классического или современного направления?

– Дети всеядны: они выбирают любые танцы, но без классического образования они не смогут танцевать современные танцы.

– Тамара Михайловна, добрый день. Вам звонит Кристина, мама первоклассника. Расскажите, какие детские конкурсы проводятся в области?

– Мы проводим очень много конкурсов для учащихся школ эстетического воспитания: юных пианистов, скрипачей, художников, театралов, исполнителей на народных инструментах. Для детей конкурсы важны: им необходимо рассказать о том, что и как они умеют, необходимо, чтобы оценили их творчество.

– Интересно, на какие конкурсы больше всего заявок?

– На все. В последние три-пять лет стал широко развиваться класс ударных инструментов. У нас появились активные молодые педагоги, и в этом году мы проводим отдельный конкурс детей-исполнителей на ударных инструментах. На этот конкурс уже пришли 60 заявок. Это очень много.

– А какие еще музыкальные инструменты держат первенство в последние годы?

– Дети стали с удовольствием открывать возможности игры на бандуре и цимбалах.

– Не является ли для детей стрессом, если они не побеждают в конкурсах?

– Все зависит от того, как настроить ребенка психологически. Если в семье ставят перед ребенком цель: «Ты обязан победить» — это не очень хорошо. Ребенка нужно настроить на то, что для него главное — показать себя. При таком настрое никакого стресса не будет. К тому же конкурсы судит доброжелательное жюри, царит творческая атмосфера, каждый ребенок получает сертификат участника конкурса.

– А как проявляют себя харьковские дети во всеукраинских и международных творческих состязаниях?

– Наши дети, принимающие участие во всеукраинских и международных конкурсах, в 99% случаев занимают призовые места. Харьковская детвора сильна в любом виде искусства,

– Здравствуйте, Тамара Михайловна. Вам звонит Елена Игоревна. Хочу записать дочь в музыкальную школу на фортепиано. Как часто после окончания школ эстетического воспитания дети выбирают творчество своей профессией?

– Не могу сказать, что часто. Но неважно, выберет ли ребенок искусство своей профессией. Могу с уверенностью сказать, что все дети, прошедшие через школу эстетического воспитания, будут творчески относиться к любой профессии, которую они выберут.

Взрослые любят петь хором


– Добрый день, Тамара Михайловна. Меня зовут Алексей Петрович. Мне 49 лет, по специальности я инженер, но давно хочу научиться рисовать, а жена мечтает заняться вокалом. Имеют ли взрослые люди такую возможность?

– Заниматься творчеством можно в любом возрасте. К сожалению, у нас пока одна такая школа для обучения подростков и взрослых, она находится на улице Короленко. Самому юному учащемуся школы 14 лет, самому старшему — 70. В составе групп очень много молодых людей от 25 до 40 лет. Здесь обучаются игре на музыкальных инструментах, вокалу и сценическому движению. Изобразительным искусством можно заняться в детской художественной школе № 1 имени Ильи Репина.

– И сколько стоят такие занятия?

– Примерно от 200 до 400 гривен в месяц в зависимости от специальности.

– А нужно ли оканчивать все классы, как в школе, или можно походить на несколько занятий?

– За несколько занятий вы ничему не научитесь, а если вам не понравится, вас никто заставлять не будет. Но хочу сказать, что если человек попадает в нашу школу, он уже оттуда не уйдет, потому что там очень интересно. Взрослым нравится обучаться игре на фортепиано, но большим успехом пользуется хоровое творчество. Кроме того, взрослые очень любят заниматься вокалом, а так как вокалисты проходят еще и сценическое движение, то они создают всевозможные мюзиклы. Учащиеся школы дают очень много концертов. Занятия начинаются традиционно в сентябре. Но в школу очень большой конкурс, поэтому желающих принимают только после отбора. Все наши школы — бюджетные организации, которые финансируются из городского или районного бюджета. Естественно, существует лимит контингента учащихся. Но огорчаться не стоит, в нашем городе очень много других творческих кружков, где можно развить свои способности.
Личное дело
Тамара Михайловна Самоварова родилась 27 декабря 1952 года в г. Кизляре Дагестанской республики. В 1977 году окончила Ростовский государственный музыкально-педагогический институт по специальности «фортепиано». Трудовую деятельность начала в 1977 году в Харьковской области педагогом Роганской детской музыкальной школы. С 1989 года — директор детской музыкальной школы города Южный, директор Зонального методического кабинета, начальник отдела управления культуры облгосадминистрации. С 2011 года — директор Областного учебно-методического центра повышения квалификации работников культобразовательных учреждений. Отличник образования Украины. Заслуженный работник культуры Украины. Замужем. Имеет сына, внучку. Хобби: фотография, автомобильная езда.