В театральном пространстве Харькова есть масса негосударственных трупп — экспериментируют, рискуют заработками ради интеллектуального зрителя.

Как живется негосударственным коллективам? Почему они чувствуют себя неродными в своей стране?

Балансировать становится все сложнее


— Жизнь негосударственных театров — это серьезная тема для разговора на протяжении многих лет, потому как их существование не сформировано в некую внятную программу. Любой негосударственный театр должен вписываться в государственный механизм, как это происходит в Европе, — считает арт-директор и художественный руководитель театра «Новая сцена» Николай Осипов. — У нас же работа негосударственных театров пока является некой частной инициативой отдельных людей, которая держится в основном на энтузиазме. Когда с экономикой было чуть полегче, в работе театров могли участвовать люди, занятые в бизнесе, — сейчас их поддержка становится проблемой. Но, с другой стороны, появляются новые коллективы — очень разные, и и это здорово. Если бы еще и частные театры были похожи друг на друга, как государственные, это была бы печальная картина. Тем не менее негосударственные театры находятся в неопределенной ситуации — их деятельность может закончиться прямо завтра. Я считаю, что должен появиться механизм существования негосударственных театров. Не только в Европе, но даже в России существует грантовая система: негосударственные театры участвуют в конкурсах и могут получить от государства финансирование, причем не только на отдельные спектакли, а на программу или серии спектаклей. Имея такую возможность, театр может строить некую перспективу, а мы, к сожалению, вынуждены выживать.

Николай Осипов рассказывает: нередко бывает, что как художественный руководитель, он не хочет брать какую-то неинтересную пьесу, но, как директор, вынужден просчитывать финансовую перспективу и все-таки ставить не очень симпатичный спектакль, потому что на него наверняка пойдет зритель. Раньше ему удавалось балансировать — создавать спектакли и для собственной души, и для кассовых сборов. Сейчас балансировать становится все сложнее.

— Не хочется скатиться до постановок бесконечных комедий, — размышляет Николай Осипов. — В результате мы потеряем интеллектуального зрителя. Разрушается система воспитания зрителя — большинство выбирает спектакли посмешнее, а мы, чтобы его удержать, пытаемся с ним заигрывать и ставим то, что ему нравится. Получается замкнутый круг.

Интерес приходится постоянно подогревать


— С одной стороны, негосударственные театры вынуждены работать на потребу зрителя, но с другой  — они всегда были подвижниками: и в советские времена, и сейчас, — говорит художественный руководитель театра «Форте» Екатерина Федоренко. — Пять лет назад, когда я начала работать в театре «Форте», сделала ставку на интеллектуальную пьесу и удивилась, насколько людям это интересно. Думала, что зрителей будет меньше, но как режиссер сознательно поставила цель сделать умную пьесу драйвовой, чтобы заинтересовать и старшее поколение, и молодежь. Однако сейчас люди смотрят такое кино, такие современные сериалы, что вряд ли удастся легко привлечь внимание зрителя к умному материалу. Одной драматургии мало, нужно еще стараться подогревать интерес зрителя и закручивать интригу. Первой пьесой, с которой я работала в театре, была комедия (она уже прекратила свое существование), следующие две — драмы. Так вот они уже не один год не сходят со сцены, и интерес к ним зрителя возрастает.

Интересный для зрителя материал Екатерина Федоренко ищет, отталкиваясь от собственных ощущений.

— Читая пьесу, я стараюсь найти в ней такую мысль и тему, которые меня задевают. Интерес моей работы в том, что я не всегда понимаю главную мысль пьесы с самого начала, но я ее раскручиваю, чтобы получить ответ в конце. Я стараюсь найти вечную, универсальную мысль, чтобы она могла заинтересовать любое поколение зрителя. Поэтому сажаю в зал своего восьмилетнего сына, и если он высидит полтора часа — ура, — делится тонкостями процесса худрук «Форте».

Их язык — пластика


С театром «Прекрасные цветы» очень сложно конкурировать: коллектив избрал для себя творческий путь, на который ступит не всякий. Во время спектаклей актеры не произносят ни слова. Их язык — пластика. Театр много гастролирует за рубежом, несмотря на успех, испытывает сложности другого рода.

— Мы позиционируем себя не как негосударственный, а как независимый театр. Мы часто слышим рассуждения о том, как важно поднимать в стране культуру, но, к сожалению, куда бы мы ни стучались, государство очень редко делает навстречу какой-то шаг, — говорит говорит арт-директор, художественный руководитель и актер театра «Прекрасные цветы» Игорь Ключник. — Один из примеров — каждый месяц нам приходят приглашения на фестивали из разных уголков земного шара — в частности, из Зеландии, Канады, Австралии. На некоторых из них мы могли бы достойно представить Украину — например, на Всемирной театральной олимпиаде в Индии, в которой участвуют 22 страны мира. Директор фестиваля третий год ждет, что мы приедем. Но дело в том, что организаторы большинства фестивалей, предоставляя все условия для проживания, не оплачивают перелет. Два года назад мы обратились за помощью в Харьковский горсовет, но там смогли выделить лишь полторы тысячи гривен (которые пришли бы через год), а билеты стоили 70 тысяч.

Необходима другая культурная политика


— Для развития негосударственных театров необходима другая совершенно другая культурная политика на уровне города и области, и тогда мы сможем добиться того, чтобы из бюджета выделялся какой-то фонд, который будет финансировать культурные проекты, — считает продюсер и актер «Театра на «Жуках» Дмитрий Терновой. — В Харькове нужно построить хотя бы один театральный центр европейского уровня. Если привезти в Харьков европейский театр, их некуда «поставить». В маленьком польском городке Машево с населением 30 тысяч человек есть помещение театра, которого нет в полуторамиллионном Харькове — со стандартным европейским подходом, когда сцена находится внизу, вверх амфитеатром расположены зрительские ряды, с небольшим залом на 150-200 мест. Я считаю, что это стыдно. Очень жаль, что в нашем огромном городе нет ни одного нормального театрального фестиваля.

Даже при экономических невзгодах харьковские негосударственные театры продолжают рождаться, ставить добрые спектакли, собирать залы благодарных зрителей. Главное — несмотря на сложности, они не унывают. Основным театральным центром в городе остается Дом актера, в котором, как в сказке о варежке, трудятся два десятка негосударственных театров. При этом абсолютно непохожие друг на друга театральные коллективы отлично уживаются под одной крышей.

— Слава богу, театры не ссорятся. Но при этом тырят друг у друга декорации. Не воруют, а именно тырят, — улыбается директор Харьковского Дома актера им. Сердюка, заслуженный артист Украины Игорь Арнаутов. — Например, кубы, которые сделал для своего спектакля «Театр 19» перемещаются по театрам — их негде хранить, у нас нет больших складских помещений. Или случайно у кого-то берется в эксплуатацию стул или деталь декорации, которые потом путешествуют из спектакля в спектакль — ими пользуются и иногда не возвращают на место. Я их, конечно, журю. Но при этом театры не ссорятся — как-то уживаются.