Гость редакции ВХ — председатель городского родительского совета Марина Хоша.

– Марина Александровна, здравствуйте. Меня зовут Светлана Игнатьевна, я бабушка второклассника. Поскольку родители работают с утра до ночи, воспитанием внука в основном занимаюсь я. Объясните, пожалуйста, что это за родительский совет, кто в него входит и чем он занимается? Как поучаствовать в его работе?

– Городской родительский совет при Департаменте образования Харьковского горсовета существует с августа 2015 года. Во Дворце пионеров  состоялся первый форум представителей родительской общественности, после которого прошло и первое  заседание с наиболее активными родителями города. В городской родительский совет входят по четыре–пять наиболее активных родителей от каждого из девяти районов города — всего 40 человек. У нас есть юридическая группа по защите прав и интересов детей, а также  организационная, информационная и техническая. То есть родители разделились по определенным направлениям, исходя из того, кто имеет какое базовое образование или интересы.

Совет ищет пути решения проблем, касающихся пребывания детей в учебных учреждениях. В частности, поднимаются вопросы медицинского обслуживания, питания, безопасности на пешеходных переходах возле школ, организация выпускных и т. д. Мы занимается решением различных вопросов не только в школах, но и в детских садах.

В «Фейсбуке» создана группа «Харьковсктй городской родительский совет», где каждый может написать свое пожелание либо конструктивную критику. Кроме того, созданы аналогичные странички по районам.

Почему в школы вернули медосмотры?


– Добрый день, Марина Александровна. Меня зовут Зоя Павловна. Насколько я знаю, в том, что медосмотры вернули в школы,  есть заслуга и городского родительского совета. Как вам это удалось?

– Практика проведения медосмотров на базе учебного заведения была внедрена в Харькове с 2008 года. И на нашем примере ее стали применять и в других городах Украины. Когда родители обнаружили в СМИ информацию о том, что медосмотры школьников теперь будут проходить в районных поликлиниках, мы провели анкетирование мам и пап 4-х, 6-х, 8-х, 10-х классов и пришли к выводу, что большинство из них за то, чтобы оставить медосмотры на базе учебных заведений. Ведь в поликлинике детям придется контактировать с больными, а значит, они рискуют заразиться — особенно в период всплеска вирусных инфекций. Кроме того, некоторые школы находятся далеко от районных поликлиник. и встает вопрос доставки туда детей. Да и родителям это доставит массу неудобств, поскольку придется отпрашиваться с работы (и не один раз), чтобы отвести свое чадо в поликлинику.

В сентябре 2015 года мы обратились к городскому голове с просьбой оставить медосмотры детей на базе учебных заведений. Городские власти пошли нам навстречу — и сегодня все харьковские школы перешли на медосмотр непосредственно в учебных заведениях.

– А процедура медосмотра школьников платная?

– Бесплатная.

– То есть если в школе говорят: «Собираем по пять гривен на медосмотр», — можно бить в колокола?

– Повторюсь — это бесплатная процедура. Но иногда в рамках школы родители хотят, например, чтобы медосмотр проводился на более высоком уровне, с привлечением дополнительных специалистов, которые не предусмотрены списком, и принимают такое решение — то, возможно, и собирают на эти цели средства. Кстати, я посмотрела отчет по школьным медосмотрам за прошлый год и обнаружила, что очень большой процент деток имеет проблемы со зрением. Поэтому сейчас мы, имея некоторые наработки с международными компаниями и организациями, хотим организовать в школах помимо плановых медосмотров дополнительное обследование.

Родители готовятся к ревизии школьных столовых


– Здравствуйте, меня зовут Галина Сергеевна. Очень переживаю за то, как внук питается в школе. Марина Александровна, не планирует ли городской родительский совет проинспектировать школьные столовые?

– Планируем. Мы провели анкетирование родителей по этому вопросу – и у нас уже накопились и нарекания, и пожелания по поводу организации и качества питания в школьных столовых. Составили запрос в Департамент образования горсовета с просьбой получить разрешение на посещение по мере необходимости школьных столовых. На пищеблоки, конечно, заходить не будем. Сейчас родители оформляют санкнижки и, надеюсь, вскоре будем вникать в этот вопрос более углубленно.

– А в каком составе группа родителей пойдет на проверку: исключительно мамы и папы или же будете привлекать и представителей СЭС, например?

– В нашем составе есть представитель санэпидстанции — это мама из Дзержинского района. Но она выступает в первую очередь не как представитель этой организации, а как родительница.

Но если мы организовываем проверку школьных обедов, это не значит, что контроля школьных столовых со стороны родительской общественности нет вообще. В каждой школе на основании приказа директора работает общественная комиссия, куда входят и дети, и родители — но только конкретного учебного заведения. И четыре раза в год  — то есть в каждой четверти — родительский совет школы проверяет столовую. Поэтому если есть жалобы — это вопрос к самим же родителям: почему, имея комиссию в каждой школе и детсаду,  там нет порядка?

– Я больше чем уверена, что никто об этом не знает. Интересно, а поучаствовать в работе внутришкольных комиссий имеет право каждый родитель?

– Конечно. Более того, каждый родитель — если, допустим, его ребенок пожаловался на питание,  может прийти в школу и заглянуть в столовую. Он имеет на это право, поскольку является участником образовательного процесса. Если возникла какая-то проблема, не нужно сразу же писать жалобу в департамент или в МОН — ее можно решить на месте. Часто достаточно озвучить свое недовольство директору школы, и на уровне администрации школы этот вопрос будет решен. Для чего, собственно, и создан родительский совет — чтобы мы могли выявлять и урегулировать какие-то проблемные вопросы, быть поддержкой для своего ребенка, для учителя, для управления образования. То есть кого-то проверять – не самоцель.

Помощь школе нужно перевести в законное русло


– Здравствуйте, меня зовут Виктория. Не за горами — выпускной. В школах уже начали собирать деньги с родителей выпускников на прощальные подарки школе. Интересно, только в нашей школе такие аппетиты или это распространенная практика по всему городу?

– Да, это есть. Но эти подарки — добровольная помощь родителей школе. Если группа родителей инициировала приобретение, допустим, необходимого для школы оборудования, пусть даже по просьбе администрации,  всегда есть место диалогу, можно найти компромиссное решение. Родители могут обсудить целесообразность такого подарка, сумму и т. д. Если это в рамках какой-то учебной программы, которая предусматривает наличие мультимедийной системы, компьютера, графопроектора, «плазмы» — это одно. А если это ничем не обоснованные желания — это уже совсем другое. В какие суммы выливаются эти подарки — тоже во многом зависит от родителей.  Школа не может заставить ни одного родителя сделать ей подарок.

Мы планируем провести анкетирование родителей по поводу выпускных. Так что на данный момент сказать, в какие суммы выливаются подарки и что именно заказывают школы, я затрудняюсь.

– Ну проведете вы анкетирование — и что дальше?

– Мы предоставим результаты в Департамент образования, будем привлекать общественность. Но опять-таки не для того, чтобы собирать сплетни.

– Но если родитель не может или отказывается в силу других соображений сдавать деньги на те же нужды школы — это всегда отражается на детях.

– Нам поступают такие жалобы от родителей, но в каждом конкретном случае нужно разбираться индивидуально. Наша задача — защитить социально незащищенную часть родителей, которые не в состоянии делать взносы, даже на выпускной.

– То есть вы не против технического оснащения школ за счет родительских карманов?

– Как мама я не только не против, но даже считаю, что мы должны это делать. Мы же проводим ремонт у себя дома, потому что хотим, чтобы наш ребенок жил в комфортных условиях. Так почему бы не создать такие же условия для своих детей в школе? Ведь, как известно, сейчас школы и детские садики не получают достаточно бюджетного финансирования, чтобы справиться со всеми проблемами. Например, в том же садике у ребенка должно быть три комплекта постельного белья, но государство это не финансирует. Что делать? Родители финансируют. Вопрос в другом — все это нужно как-то перевести в законное русло. И опять же — помощь должна оказываться родителями добровольно, то есть когда я хочу, а не когда меня заставляют.

Поэтому вопрос нужно решать на государственном уровне. Конечно, если из года в год мы соглашаемся кому-то платить, что-то ремонтировать — аппетиты будут расти, и тогда мы вообще снимем нагрузку с государства на финансирование школ. И к чему мы тогда придем?

Информация о школьных расходах открыта


– Марина Александровна, здравствуйте. Вам звонит Елена. Скажите, могут ли родители каким-то образом отследить, сколько средств выделяется школе и на какие нужды они расходуются?

– Сейчас информация о расходах в свободном доступе. Каждая школа или детский садик имеют свой сайт, где отображаются данные по всем расходам, которые учебное заведение понесло за учебный год. Кроме того, если уж родителям так интересна эта информация — она есть в каждом учебном заведении.  И каждый родитель при желании может с ней ознакомиться.

Мы сейчас видим свою задачу в том, чтобы совместно формировать потребности школы. И на родительских собраниях, где директор школы или заведующий сада отчитывается за предыдущий финансовый год о расходах с предоставлением всех документов, и нужно искать компромисс.

– А как быть с определенной суммой, которую, как правило, озвучивают на родительских собраниях в начале учебного года? «Нам нужно...» и дальше идет перечень, на что и сколько сдавать.

– Я и говорю, что нужно совместно вырабатывать объективное мнение. Эта сумма устанавливается на родительском собрании: в этом году мы делаем такие-то виды работ, в следующем — другие. Согласовали, поделили сумму на всех. Конечно, всегда есть те, кто не сдаст, в силу, может быть, тяжелого материального положения. В это положение нужно входить и делить сумму на меньшее количество человек. Но, как правило, большинство родителей не против сбора денег. Поэтому я предлагаю писать протоколы. Как показывает практика, порой родители сегодня говорят одно, а завтра – другое.

– А если почти половина родителей не согласится сдавать?

– Ну что ж, возможно, это и заставит администрацию школы уменьшить аппетит, определить наиболее горячие точки, которые требуют первоочередного решения, а остальное  перенести, например, на следующий год. Родители должны понимать, что школа, безусловно, нуждается в их помощи, но в то же время их никто не может заставить сдавать эти средства.

Зачем ребенку финансовая грамотность?


– Марина Александровна, слышала, что сейчас на уровне Минобразования обсуждается вопрос обучения финансовой грамотности в школах. Нужно ли это нашим детям? Ведь программы у нынешних школьников и так очень насыщенные. Меня зовут Екатерина Сергеевна.

– Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и их тратами. Соответственно, чем бы человек ни занимался, какой бы род деятельности ни выбрал в жизни — все равно так или иначе он сталкивается с деньгами. И лучше, если ребенок получит эти знания не извне, а по министерской программе. Кстати, анкетирование родителей, которое было проведено в Киеве, показало, что мамы и папы очень заинтересованы в этой дисциплине.

– То есть в школах введут еще один отдельный урок или это будет факультатив?

– Предполагается, что это будет в рамках учебной программы — но не как дополнительная нагрузка, а за счет сокращения других предметов.

Личное дело
Марина Александровна Хоша родилась 7 мая 1981 года в Харькове. В 2003 году окончила с отличием Харьковский национальный экономический университет по специальности «Учет и аудит», получила квалификацию магистра. С 2004 по 2008 год училась в аспирантуре Украинской академии банковского дела НБУ. В 2005 году прошла повышение квалификации в центре последипломного образования КНЭУ. В 2007 году получила европейский сертификат – European Business Competence Licence (Австрия), Level A, Business objectives and Management Ratios, Accounting, Costing and Pricing Business Law. В 2016-м окончила ХНПУ имени Г.С. Сковороды по специальности «Правоведение». Трудовую деятельность начала в 2003 году преподавателем в Харьковском учебно-научном институте Государственного высшего учебного заведения «Университет банковского дела». С 2005 года практиковала бухгалтерский учет и аудит на предприятиях малого бизнеса. С 2015 года — председатель городского родительского совета при Департаменте образования Харьковского горсовета. Замужем, имеет двух дочерей. Хобби — чтение, путешествие и творчество.