«Французская весна» в Харькове стартовала фотовыставкой доктора политических наук Александры Новоселофф «Стены между людьми», которая открылась в художественном музее.

В экспозиции — фоторепортаж из путешествий по всему миру, драма людей, которые оказались по разные стороны грандиозных стен, возведенных правительствами. Александру Новоселофф заинтересовали десять знаковых стен. На снимках — Берлинская стена, демилитаризованная зона между Северной и Южной Кореей, зеленая полоса, которая разделяет  Кипр на греческую и турецкую части, полосы мира в Северной Ирландии, песочная стена Берм, которая с севера на юг пересекает Западную Сахару, защитная стена между Индией и Бангладеш, защитный барьер между США и Мексикой, полоса из колючей проволоки, окружающая испанский анклав в Марокко, наэлектризованная защитная стена между Пакистаном и Индией, разделительная стена между Израилем и Палестиной.

— Мы начали эту аналитическую работу в 2007 году, — рассказывает соавтор выставки Франк Несс. — Главной идеей было показать тоталитарные стены, которые фактически разделяют население. Мы хотели понять, почему в этом мире, который становится все более глобализованным, возводится все больше стен — физических препятствий между людьми. Мы увидели, что каждая стена имеет свои особенности, но при этом между ними есть общее. Первое — это людские драмы, причиной которых стали эти стены: обычно в зоне, где возведена стена, живут люди, которые раньше общались. И стены между ними вызывают много боли и горечи. Парадокс этих стен заключается в том, что люди учатся их обходить. Чаще всего такие стены строят демократические правительства, иногда действуя по просьбе своего населения — думают, что таким образом они демонстрируют силу. Но в конечном счете это — подтверждение слабости, неумение жить вместе. Стены — это поражение политики, символ закрытия общества в самом себе. В конечном итоге это только усложняет процесс поиска устойчивого мира. Не знаю, почувствуете ли вы эти послания на наших фотографиях, но мы попытались максимально изобразить реальность такой, как она есть.

Исследователи исколесили много тысяч километров, и каждый раз старались  ехать вдоль стен, причем по обе их стороны, чтобы максимально пообщаться с людьми, которые живут в непосредственной близости от преград и больше всего от них пострадали. В путешествии по всему миру Франка больше всего впечатлили две стены. 

— Одна из них — между Северной и Южной Кореями: она вызвала огромнейшие проблемы у единого прежде народа, — делится  Франк Несс. — Вторая — стена Берм в Западной Сахаре, самая длинная, ее протяженность — 2 тысячи километров. Люди попытались создать за ней государство из песка. Потрясла и стена между Израилем и Палестиной, которая видела огромное количество драм по обе ее стороны.