Пятиклассница школы № 158 Ольга Толстая заняла второе место в областном конкурсе «Родовид» и на полученные в качестве приза деньги купила спортивный костюм для одного из пациентов госпиталя.

Теперь вся Олина семья опекает парня, которому предстоит еще не одна операция.

«Я впервые почувствовал себя украинцем»


Родители Оли — Елена и Владимир Толстые — по образованию дизайнеры-модельеры. В этой отрасли и организовали свой бизнес.

— Муж — харьковчанин, а я родом из Черкасской области. Отцы у нас с ним русские, а мамы — украинки. И в нашей семье всегда было так: с папой наши девочки (старшей 11,5 лет, младшей — 3,5 годика) общаются по-русски, со мной — по-украински, — рассказывает Елена Толстая. — Володя был на Майдане. Как же мы его ждали, как переживали за него! И первое, что он сказал, когда приехал: «Представляешь, сегодня я впервые почувствовал себя украинцем. Какие там люди! Я увидел такое единение, такие светлые лица. Туда приезжали семьями, с колясками, беременные, чтобы показать: мы есть, мы — украинцы, мы — нация! Реально — мы непобедимы».

А потом начала война. Владимир пошел в военкомат, но его забраковали по состоянию здоровья — серьезная травма еще со школьной скамьи. Тогда семья подключилась к волонтерству.

— С фронта стала поступать информация, что наши бойцы нуждаются практически во всем, начиная от обмундирования, средств защиты и заканчивая комплектующими военной техники. Не было даже ветоши — ремонтируя танки, ребята вытирали руки от мазута травой. А поскольку мы работаем с тканью — насобирали обрезки и с другими необходимыми вещами передали на фронт, — вспоминает Елена.

С этого и началась помощь семьи Толстых бойцам, которая длится уже два года. Вскоре они сами стали возить передачи на передовую — под Счастье. Взяли опеку над 92-й бригадой.

— Но мы не одни — вокруг огромный коллектив единомышленников — друзья, сотрудники, кумовья, хирурги 17-й больницы, предприниматели с «Барабашово», — говорит Елена.

Когда в харьковский военный госпиталь стали поступать раненые — они опять же не смогли остаться в стороне. И, конечно же, маме и папе помогали их дочки.

— Оля плела патриотические фенечки, приобщила к этому школьных подруг, а я отвозил на фронт вместе с другими вещами. Дети писали бойцам письма, — рассказывает Владимир Толстой. — Потом в Олиной школе была организована благотворительная ярмарка: детвора продавала свои поделки. За две перемены насобирали около пяти тысяч гривен — их передали в харьковский госпиталь.

Не удивительно, что инициативу дочери потратить денежный приз на помощь раненому бойцу родители восприняли как само собой разумеющееся.

«У меня даже мурашки по коже побежали»


Конкурс «Родовид» в области проводился впервые. Дети должны были написать о своем роде и приложить фотографии своих предков. В семье Толстых высчитали свою родословную до шести поколений и приложили фотографии прапрадеда и прадеда Елены 1914 и 1915 годов, причем на одном из снимков — прапрадед с товарищами на Первой мировой войне.

— Когда Олю пригласили на сцену, она поблагодарила за диплом и вдруг повернулась к залу со словами: «Слава Украине!». Мы с мужем на секунду замерли и уже открыли рты — хотя бы вдвоем поддержать это приветствие. Но тут дети дружно грянули: «Героям слава!». Меня в последнее время растрогать очень сложно, но в этот момент у меня даже мурашки по коже побежали, — признается Елена. — Наши дети сейчас как раз в таком возрасте, когда важно донести до них, в какой стране они живут и что можно для этой страны сделать.

За второе место 11-летняя девочка получила приз — 600 гривен.

— Она сразу решила, что эти деньги просто грешно потратить на жвачки и конфеты. Предложила отвезти их в госпиталь, — говорит Елена. — Волонтеры сказали, что с медикаментами сейчас полный порядок, лучше привезти что-то непосредственно ребятам. И посоветовали бойца, который недавно поступил в госпиталь с тяжелым ранением. У него буквально под ногами разорвалась граната — обе ноги травмированы, на одной вырвало пятку. Пострадали и руки — он лишился пальцев. В госпиталь его привезли в нижнем белье, а никто из родственников еще не приехал. Когда врачи разрешат ходить — ему просто не в чем будет.

«Я горжусь, что у нас есть такие мальчишки»


Заручившись помощью родителей, Оля сама поехала выбирать костюм для бойца. А потом с обновой и пакетом фруктов всей семьей отправились в госпиталь.

— Моего прадеда звали Иван, а прапрадеда, который прошел три войны: гражданскую, финскую и Вторую мировую — Василий. Я еще подумала: если бы нам попался боец с именем, как у моих предков, — это было бы символично. Но когда увидели Сашу — сразу же поняли: не нужно нам Ивана, не нужно Василия. Вот он наш Саша — такой добрый и невероятно стеснительный, — улыбается Елена. — Ему 36 лет, он из Полтавской области. Ушел на фронт добровольцем. Он был очень слаб, но бодрился из последних сил, улыбался. Когда Оля увидела на нем окровавленные бинты — растерялась. Все, что готовилась сказать герою-защитнику, — вылетело из головы. Одно дело знать, что в стране идет война, и совсем другое — увидеть, в каком состоянии человек приехал оттуда. И эти муки он терпит, чтобы мой ребенок в Харькове спокойно ходил в школу, — это дорогого стоит. Он рассказал, что его оперировали в Краматорске, но то ли анестезии не было, то ли она не подействовала — он все чувствовал. Говорит: «Я кричав так, як ніколи в житті». Но он такой молодчина: несколько операций перенес, еще порядка пяти ему предстоит.

Семья Толстых называет своего подопечного не иначе как «наш Саша» и посещает его чуть ли не каждый день.

— Врачи говорят, что лечиться ему предстоит еще два месяца. Мы решили взять над ним шефство. Он рассказывает, что по ночам не спит — так все болит. И сколько таких раненых мы видели и во дворе госпиталя, и в коридорах, и в палатах. Нам сказали, что двое раненых бойцов лежат в коме, — говорит Елена. — Эти ребята делают историю. Я горжусь, что у нас есть мальчишки, которые ценой собственной жизни защищают свою родину. Это вселяет надежду, что Украина выдержит все, что на нас навалилось, и мы победим, наведем порядок в стране и станем нормальным европейским государством.