На этой неделе во всем мире отмечали 55-летие первого полета человека в космос. Одним из тех, кто непосредственно участвовал в запуске знаменитной ракеты на космическую орбиту, был и харьковчанин Владимир Ивашкевич.

На Байконуре была суровая погода


Владимир Ивашкевич провел на Байконуре семь с половиной лет. 

– Это уже после запуска Гагарина он стал стал так именоваться, а до этого носил разные названия: и Ленинск, и Звездоград, и Заря, – уточняет он. – Климат там бы очень непростой. За семь лет дождь шел всего три раза. Летом стояла 40-градусная жара. Схватишься невзначай за какую-нибудь железку – и ожог обеспечен. Зато зимой морозы свыше 20 градусов с сильными ветрами. Особенно нелегко приходилось тем, кто работал вверху – то щеки, то руки отморозят.

Владимир Ивашкевич был инженером-испытателем так называемого 15-го отдела.

– Я обслуживал на космодроме стартовую площадку. С нее, кстати, и запускался Гагарин, – рассказывает он. – Изначально это был полигон, на котором отрабатывались боевые ракеты. Он представлял собой комплекс сооружений – жилмассив, кислородный завод, 2-я площадка (полк обслуживания) и МИК – монтажно-испытательный корпус, где собирали и проверяли ракету, откуда ее отправляли на первую площадку. Там была смонтирована стартовая система и другие, обеспечивающие проверку, заправку топливом и воздухом и запуск ракеты. Были там и системы, которые на случай аварии могли потушить пожар. Все эти системы обслуживала, доводила до ума наша группа в составе 18 человек. Наша задача  – обеспечить безукоризненную работу ракеты.

Владимир Ивашкевич вспоминает, с какими сложностями приходилось сталкиваться при подготовке систем.

– Во время старта запускается двигатель ракеты. В этот момент еще не образовались сверзвуковые потоки, но кислород и керосин горят. Разогретый до температуры 800 градусов воздух поднимался вверх. А все реле, которые управляли двигателем, представляли собой обыкновенный провод с изоляцией, которая не выдерживала таких высоких температур. И вначале ее охлаждали тем, что… обрызгивали водой. А там электродвигатели по 600 киловатт! Можете себе представить, чем это было чревато, – рассказывает он.

Из «ловушки» непросто было выбраться


Готовил Владимир Ивашкевич к запуску и космический корабль, который впервые должен был отправиться в космос с человеком на борту. Там – на стартовой площадке –  впервые и увидел Юрия Гагарина за несколько месяцев до старта.

– Я проходил по стартовой площадке и увидел группу летчиков: Гагарина, Титова и Быковского. Честно говоря, тогда я еще не знал,  кто именно из них совершит первый полет в космос. Знал лишь, что приедут будущие космонавты ознакомиться с пуском. У нас не принято было разглядывать приезжавших на космодром гостей. Сам Королев, когда  появлялся на площадке,  очень этого не любил, мол, люди должны работать, а не по сторонам смотреть, – рассказывает Владимир Ивашкевич. 

Справа от стартовой системы, по его словам, был котлован глубиной 25 метров, предназначенный для того, чтобы газы при запуске ракеты уходили в сторону. 

– А если на старте что-то пойдет не так – космонавт «отстреливается» и попадает как раз на склоны этого котлована. В нем сделали сетку из толстых канатов и установили панцирную сетку – в эту «ловушку и должен был угодить космонавт, – вспоминает Владимир Ивашкевич. – Космонавты осмотрели это сооружение и пришли к выводу: «Да, отсюда мы выберемся. Когда они покинули стартовую площадку, я решил попробовать на себе, легко ли будет выкарабкаться из этой «ловушки». Оказалось, очень непросто –  там ячейки метр на метр, в которые проваливаешься чуть ли не по пояс и перекатываешься с одной на другую.

Во второй раз харьковчанин увидел Юрия Гагарина уже в скафандре – во время запуска в космос.

Провел на орбите 108 минут


Для людей, собравшихся на космодроме 12 апреля 1961 года, это были часы, наполненные работой. Они делали то, чего не делал еще никто на Земле, – готовили к старту ракету-носитель и корабль с человеком на борту.

– Все обязанности между нами были строго распределены. Старт-место – далеко не безопасное, может случиться что угодно, поэтому, как только группа заканчивала  свою часть работы по подготовке, их сразу увозили, – рассказывает Владимир Ивашкевич.

Но ему удалось-таки застать момент, вошедший в историю человечества. 

– На бетонке показался автобус. Остановился почти у самой ракеты. Открылась передняя дверь – и в ярко-оранжевом скафандре показались Гагарин, Королев и Титов. Королев  проводил Гагарина к лифту. Здесь он на минуту задержался, повернулся к провожающим, поднял руки, посылая свой привет, – вспоминает Владимир Ивашкевич. – Поднялся в кабину. Потом началась проверка связи: Королев по радио давал Гагарину наставления, обсуждались какие-то технические моменты. Наконец люк закрылся. Старт – из-под ракеты взметнулось море огня. И на доли мгновения зависнув над площадкой, ракета ринулась ввысь под знаменитое гагаринское «Поехали!».

Запуск прошел хорошо, но напряжение людей, готовивших корабль к запуску, не отпускало.

– Дело в том, что корабль вышел на более высокую орбиту, чем предполагалось, и возникло опасение, что не сработают тормозные двигатели аппарата, которые должны включиться, чтобы космонавт мог совершить посадку. Поэтому мы были на площадке и ждали сигнал с космического корабля. И только когда поступило подтверждение, что двигатели сработали и известно приблизительное место посадки, Королев поздравил нас с успешным запуском. Мы сели в автобусы и вернулись в городок. 

На 108-й минуте корабль завершил полет, выполнив один оборот вокруг Земли. «Восток» благополучно опустился на поле колхоза в Саратовской области. Юрий Гагарин катапультировался на парашюте в 8 км от корабля. Успешный полет Гагарина в космос открыл новую страницу в истории человечества, а начиная с 1962 года 12 апреля было объявлено праздником – Всемирным днем космонавтики.