«Сильное имя Надежда» – эту книгу пленная украинская летчица написала за решеткой российской тюрьмы во время первой голодовки.

Голодая, переживала за синичку


– В российской среде существует много мифов вокруг Надежды Савченко. Мне смешно, когда люди ищут теории заговора и доказательства, что Надежда Савченко – это какой-то проект. Эта книга и родилась с целью развеять эти мифы, – поясняет Вера Савченко. –  Надя писала ее в 2015 году во время первой долгосрочной голодовки. Она понимала, что может умереть, и не могла не рассказать, как  все было на самом деле. В этой книге она много чего о себе проясняет. Здесь и харьковский период ее жизни, и служба в Бродах, и в Ираке, и в «Айдаре».

Оформлением книги занималась Вера. На обложке – тюремная решетка, где примостилась маленькая синичка.

– Эта птичка всегда прилетала к Наде в камеру поесть. И когда сестра объявила голодную забастовку – она переживала, чем покормить синичку, потому что у нее всю еду забрали, – рассказывает Вера. – На форзаце – что приосходило в «Айдаре»  после того, как Надю взяли в плен. Я рисовала все это в комиксах (мы так переписывались с ней в детстве) и передавала Наде в тюрьму – обычным описанием в письме не пропустили бы. 
Есть в книге и цветные фотографии – например с Майдана, мало кто знает, что она там тоже была. Вместе с тем, подчеркивает Вера, книга очень позитивная и смешная, читается очень легко, несмотря на то – где и как ее писала Надя.

Кстати, когда Вера, по просьбе украинских консулов, везла книги в Россию, на границе их не пропустили.

– Везла автобусом. На границе нас высадили для досмотра. Думаю, что, скорее всего, была наводка, поскольку помимо пограничников автобус проверяли еще и ФСБшники. Они так рьяно что-то искали, что казалось, вот-вот разбортируют колеса. Нашли  книги, но поначалу не обратили на них внимания. ФСБшник пожал руки пограничникам и уехал обиженный, что ничего не нашли. А потом пограничники пригляделись к нашему грузу, стали рассматривать обложку: «Это не та Савченко, что в нашей тюрьме сидит? Звони ему!». А когда увидели, что еще и на украинском языке, заявили: «Экстремизм!», – рассказывает Вера. – Тут я поняла, что и вторая Савчено сейчас может сесть. Нас продержали 15 часов. В автобусе были простые луганчане, которые, конечно, были страшно недовольны, что из-за нас задерживают и их. Но когда выяснилось, почему именно задержали, половина автобуса скандировала: «Надя – це Украина!». Ну а вторая половина говорила: «Везите эти книги в Западную Украину и там читайте». 

Книги, по словам Веры, изъяли — для проверки на экстремизм.

– У меня было 24 экземпляра. Но ФСБшник попросил одну взять себе и в протоколе написал, что изъяли 23, – делится она. – Думаю, ничего экстремистского они там не нашли (кстати – про Путина там ни слова), чтобы можно было использовать против Нади. Так что очередную информационную бомбу Россия не получила.

Книга Надежды Савченко «Сильное имя Надежда» вышла тиражом в десять тысяч экземпляров. А тем временем, по информации консулов, Надя пишет продолжение книги.

Надя прекратила голодовку


Украинская летчица Надежда Савченко осуждена в России на 22 года в колонии общего режима. На следующий день после вступления приговора в силу – 6 апреля – в знак протеста она  объявила сухую голодовку. Сейчас Украина ведет переговоры о ее обмене на осужденных российских гэрэушников Александра Александрова и Евгения Ерофеева. Но по украинскому законодательству необходимо сначала дождаться вступления приговора в силу, что произойдет 18 мая.

На этой неделе Надежда Савченко согласилась прекратить голодовку после звонка президента Украины, мамы и сестры, а также вице-спикера Рады Ирины Геращенко.

– Президент очень долго говорил с Надей, точнее, говорила в основном Надя. А он лишь ее просил: «Надя, послушай меня...», – улыбается Вера Савченко. – Нам с мамой тоже предоставилась возможность пообщаться с Надей. На время она прекращает голодную забастовку и просит, чтобы я привезла смеси, с помощью которых выходят из голодовки. Настроение ее можно охарактеризовать как сдержанный оптимизм.

19 апреля президент Порошенко заявил, что во время телефонного разговора с российским  президентом  Владимиром Путиным, который состоялся в понедельник, удалось согласовать алгоритм освобождения Савченко.

– Конкретной даты освобождения Нади президент не называет. Радует, что он наконец-то  спустился на землю и делает уже в этом вопросе поправку на Путина и на его настроение. Ведь когда наши политики заявляют о конкретной дате возвращения Нади в Украину, это очень раздражает российскую сторону, – считает Вера.

В момент гибели журналистов Савченко уже была в плену
Надежда Викторовна Савченко родилась в 1981 году в Киеве. Службу в Вооруженных силах Украины начала в железнодорожных войсках радисткой по контракту. В 2004–2005 годах в составе украинского миротворческого контингента принимала участие в миссии в Ираке. По возвращении училась в Харьковском университете Воздушных сил имени Кожедуба на летном факультете. С 2009 года служила в военной части города Броды штурманом-оператором МИ-24. Летом 2014-го написала заявление на увольнение из ВСУ. Не получив положительного ответа командования и взяв отпуск на неделю, пошла добровольцем на фронт. За свою военную карьеру Надежда была стрелком, но никогда –  снайпером. В качестве военного пилота – штурманом, но не наводчиком. Свидетельство тому – ее личное дело и послужной список, переданные Украиной следственному комитету РФ  в рамках расследования.


Россия обвиняет ее  в пособничестве убийства журналистов ВГТРК Конелюка и Волошина 17 июня 2014 года под поселком Счастье на Луганщине.

Однако в момент гибели российских журналистов Надежда Савченко уже была в плену, о чем подтверждает анализ их передвижения, сделанный по пилингу телефонов погибших и Надежды. С 10.09 утра 17 июня ее телефон был зафиксирован в районе Стукаловой балки – это более 3 км от места попадания снаряда в съемочную группу  ВГТРК. А уже в 10.44 пленную Надежду перевезли в Луганск – в район улицы Карла Маркса, что подтверждает пилинг ее телефона, видео взятия в плен и допроса в спортзале. Как известно, попадание снаряда в съемочную группу произошло на блокпосту между Луганском и Металлистом около 11.40 по Киевскому времени. То есть журналисты еще не доехали до места роковых съемок, а Савченко уже взяли в плен.