В Харьковском художественном музее в рамках фестиваля «Французская весна в Украине» открылась выставка «Французская наполеоновская карикатура начала ХIХ века».

— Карикатура сегодня в тренде, — рассказывает старший научный сотрудник отдела зарубежного искусства ХХМ Марина Филатова. — Это искусство развивается на протяжении нескольких столетий. Но ни одна историческая эпоха не было так полно выражена этим жанром, как эпоха Наполеона Бонапарта. Карикатура была своеобразным интернациональным языком, на котором люди из разных государств могли обмениваться мнениями о незаурядной и противоречивой личности, которая была интересна всем. Карикатуры на Наполеона были столь многочисленны, что сегодня по ним можно выстраивать хронологию событий непростого времени.

Французы были патриотами


В фондах харьковского музея — 270 работ этого жанра, и большая часть из них — французская карикатура начала ХIХ века.

— Это зеркало эпохи, — считает Марина Филатова. — Одна из задач карикатуриста — достучаться до адресата и вызвать эмоциональный отклик, другая — сформировать общественное мнение. Наполеоновская карикатура была популярна в России, Италии, Германии, в Испании, в Англии, во Франции. Наиболее гротескными работами славилась Англия, которую Наполеон очень хотел покорить. Что касается французских художников, они были настоящими патриотами своей страны. Они не высмеивают внешность императора — они относятся к нему с уважением. Их внимание сосредоточено в основном на ошибках и промахах его политики, которые угрожают стабильности и будущему страны.

Художники боялись подписывать свои работы


Во Франции во времена Наполеона была очень строгая цензура: он контролировал всю печатную продукцию страны, а непокорных наказывал, поэтому французские художники боялись подписывать свои работы. По этой причине часть работ на выставке — анонимные, но половину выставленных работ сотрудникам музея все-таки удалось идентифицировать: они представлены Жанти, Готье, Дюбуа, Лакруа, Шароном и другими известными художниками-карикатуристами. Все работы на выставке датированы 1815 годом, за исключением единственной работы, выполненной в 1814 году.

Подписи добавляют перцу


Свои карикатуры авторы снабдили смелыми иронично-саркастичными подписями: «Въезд маленького капрала», «Еще один сумасшедший поступок героя или падение маленького человека», «Тигр на цепи», «Помятая фиалка, которая ищет свою корону в грязи предместья Парижа», «Справедливость и божественное возмездие преследует преступников». «Страшный суд» — пародия на одноименную фреску Микеланджело, в которой карикатурист заменил ключевые фигуры, отправив на судилище политиков-сторонников Наполеона. «Крайняя грань каннибализма» — сидящий на леопарде Наполеон, под ними — гора трупов. «Марионетки» — пляшущие под дудку Наполеона политики. К слову, наперсточники — вовсе не советское и не перестроечное явление. В экспозиции есть карикатура «Последнее фиглярство» — на ней изображен бегающий по столу между пустыми колпаками маленький наполеончик. Возле стола — орудующий колпаками лукавый «наперсточник» ХIХ века. Часть работ посвящена ссылке Наполеона на остров Св. Елены: «Я курю, оплакивая собственные грехи», «Обитатели острова Св. Елены (полчища крыс. — Прим. авт.) убегают, увидев своего нового правителя», «Его не обменивают даже на крыс».

Между Европой и Харьковом всегда была тесная связь


— Выставка очень интересна, — делится директор директор «Альянс франсез» в Харькове Тимоте де Майяр. — Было бы очень интересно узнать, как работы французских художников попали в Харьков, хотя теперь, спустя 200 лет, которые были насыщены и войнами, и беспорядками, сделать это очень сложно. Когда я приехал в Харьков, мне рассказали о коллекциях работ французских художников в фондах художественного музея, и я понял, что понадобится не один год, чтобы показать публике все эти богатства и разгадать их тайны. Но выставка показывает, что между Европой и Харьковом существовала тесная связь.

Выставка наполеоновской карикатуры завершит работу до конца мая.