Если и существует фильм о чувстве, способном изменить мир, то это «Летят журавли». Однако мало кто знает, что красавицу Веронику должна была играть Елена Добронравова.
Незадолго до этого она снялась в картине — призере Каннского кинофестиваля «Большая семья». И тут вдруг перед началом съемок ассистент режиссера увидел Танечку Самойлову, которой тогда было чуть за 20, в фильме «Мексиканец». Он был потрясен ее игрой и рассказал о ней оператору Сергею Урусевскому. Тот тоже был очарован девушкой — она же вся светится! — и уговорил режиссера Михаила Калатозова посмотреть молодую актрису.«Я была худенькая, великолепно двигалась, — вспоминала Татьяна. — Пробы длились два часа, режиссеру все понравилось».
Пришлось, правда, преодолеть сопротивление автора сценария — маститого драматурга Виктора Розова, который почти до конца работы над картиной сомневался: ведь девчонка же совсем — сможет ли разобраться в сложном образе героини. И лишь после просмотра признался Самойловой: «Вы меня победили».
«Не представляю более трагичного существа, чем моя Вероничка, — говорила Самойлова. — Я ей сопереживала, старалась сделать образ интереснее, сложнее, сердечнее. Уже в период съемок врачи мне сообщили, что у меня туберкулез. Здоровье было подорвано еще с войны — в эвакуации я тяжело болела. Конечно, я скрыла свою болезнь от режиссера: боялась, что мне не разрешат играть. Но все обнаружилось, когда снимали эпизод, где я бегу по лестнице разбомбленного дома. Я упала в обморок, врачи осмотрели меня и поставили диагноз. Мне стали продувать легкие, делать уколы — лишь бы я продолжала работу на площадке. Зато и вид у меня был вполне подходящий для изможденной войной героини — я была худая и мрачная».
Весной 1958 года фильм «Летят журавли» был удостоен в Каннах главного приза. А Татьяна произвела там настоящий фурор. Великий Пабло Пикассо потребовал познакомить его с «простой московской девочкой, которая скоро станет звездой мирового экрана». Самойловой тут же предложили голливудскую постановку — Анну Каренину в партнерстве с потрясающим Жераром Филипом. Она согласилась немедля. Но руководитель советской делегации спустил ее с небес на землю: «Мы не можем отправить актрису в США одну и так надолго. А сопровождать ее — это для нас дорого». Вот и весь Голливуд.
Имя Татьяны Самойловой внесено в список лучших актрис XX века. Отпечаток ладони навечно запечатлен на звездной набережной Круазет в Каннах. В Париже ее именем названа аллея роз.